18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Об авторе

Ольга Пикколо

 

«Если у ребёнка, который пока что еще как чистый лист бумаги,
запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь».


Масару Ибука, «После трёх уже поздно»

 

«Надо подниматься до чувств ребёнка.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.»


Я. Корчак

 

Санкт-Петербургский Детский музыкальный лекторий «Пикколо» появился в 1999 году. Основателем и руководителем лектория стала Ольга Пикколо. Импульсом к созданию детского лектория стали для Ольги книги детских педагогов Сесиль Лупан, Масару Ибука, Синити Судзуки, Гленна Домана.

Ольга закончила Санкт-Петербургское музыкальное училище Римского-Корсакова в 1987 году и консерваторию в 1992 году как музыковед. Работала преподавателем теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература) и концертмейстером в различных музыкальных школах Санкт-Петербурга.

В 1993 году стала ведущей детских концертов Петрозаводской филармонии. В 1999 году появился основанный ей Санкт-Петербургский Детский музыкальный лекторий «Пикколо».Основная концертная площадка «Пикколо» - Мариинский театр.

Много лет Ольга увлекается вопросами звуковой терапии и её воздействия на всё живое. Ольга — член ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, член международной ассоциации звуковых терапевтов. Принимает регулярное участие в музыкально-терапевтических конференциях, в семинарах звуковой терапии, является постоянным участником ежемесячных семинаров Андрея и Николая Волковых "Лира сердца", принимала участие в звукотерапевтическом семинаре саундхиллингов из Испании Мишель и Нестора Аверард.

В 2014 году закончила "Школу ораторского искусства" Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Замужем. Сын – Андрей Максимов, оперный певец и композитор, студент СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат 1 премии международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, участник телевизионного проекта 1 канала «Голос», солист Академии молодых певцов Мариинского театра. С 8 месяцев был слушателем «Пикколо».

Ольга Пикколо – автор и режиссёр своих концертов и спектаклей. Много лет пишет стихи. На стихотворения О. Пикколо написан вокальный цикл композитора из Сыктывкара Светланы Головиной и несколько романсов петербургского композитора Андрея Максимова (сына О. Пикколо).

Здесь вы можете узнать, что думает о "Пикколо" его автор, Ольга.

Как создавалось «Пикколо»

Камертон моих концертов — дети!

olga-and-girlПрограммы «Пикколо» создавала не только я. Концерты лектория создавали, не ведая того, мои прекрасные друзья, - маленькие слушатели. Лучшие мои учителя и вдохновители – дети!

Никакие, даже самые образцовые и требовательные филармонические худсоветы, через жёсткое прокрустово ложе мне приходилось проходить не раз, не сравнятся с чуткой, безыскусной, неискушённой, непосредственной, чистой, не замусоренной разными мифами детской аудиторией. На долгие годы она стала лучшим моим фильтром и критиком и подталкивала на всё новые и новые находки, поиски, эксперименты.

Самый интересный, творческий, но и самый мучительный период в создании любого концерта – начальный. Созданный и идеально отрепетированный вне сцены, новый концерт кажется гладким, логичным и интересным. Но стоит вынести его на взыскательный суд малышей, как всё разваливается на глазах, дети быстро устают, начинают шуметь и не слушают. И начинается многократное обкатывание концерта до его полной отшлифовки. Иногда такие «репетиционные» концерты могут длиться месяцами, когда никак не получается найти верную, интересную детям музыку или сказку, в которую она вплетена. Если ребёнку не интересен мой концерт, он ничего оттуда не вынесет, ничего не усвоит.

А иногда, напротив, концерт складывается на удивление быстро, когда выступление проходит на одном дыхании, и уже нечего ни убавить, ни прибавить. И тогда в зале все 45 минут стоит полная тишина, а после концерта раздаётся чей-то робкий голос: «А почему так мало?»

Учусь у своих слушателей всему. Краткости. Яркости. Творчеству. Запоминаю и беру на вооружение почти всегда удивительно меткие детские сравнения, ассоциации. У малышей восприятие идёт через образ, чувство оно спонтанно и часто кажется произвольным. Общаясь с ребятишками, стараюсь увидеть мир так, как его видят дети, стараюсь избавиться от предвзятостей.

Стараюсь как можно чаще играть с детьми в их любимое: «На что похоже?» (по форме, по звуку и т.д.) На вопрос «На что похожа скрипка?» получаю ответ «На человечка». Так, с лёгкой руки моих маленьких друзей, среди моих концертов появляется «Приключения человечка-скрипки». Ударный инструмент колу один мой слушатель неожиданно чудесно сравнил с «деревом, на котором висят шоколадки». С тех пор так оно и пошло, - «Шоколадное дерево». Помню ещё один замечательный ответ на вопрос, на что похож смычок: «На стручок!». Сработала двойная и очень меткая ассоциация – во-первых, - внешняя; во-вторых - по сходству звучания слов «смычок» - «стручок». Милых словечек и разных подобных примеров можно приводить до бесконечности, - так же, впрочем, как и писать эту статью. Потому что новые находки, мысли, озарения поступают с каждым концертом, с каждым днём.

concert-girlМногие родители, услышав академичное слово «Лекторий», «концерт», скептически пожимают плечами, — мол, нам это ещё рано. И было немало случаев, когда очевидно одарённые дети приводились на наши концерты только один раз по той причине, что они, по мнению родителей, на концерте отвлекались. И цветок, ещё не успев распуститься, засыхал… Но, попав в шикарную атмосферу Театрального музея, не отвлекаться просто и невозможно! Бархатные красные стулья с изящной лирой на спинках, вензеля над занавесом, публика, классическая музыка, — так всё необычно-прекрасно, что первый раз внимание переключается с концерта на то, что окружает тебя, много раз. И это хорошо, без этого невозможно! Так бы ещё хотелось попасть в этот неожиданно приоткрывшийся волшебный мир театра и музыки. Но родители уже вынесли однозначный диагноз, — рано!

Зато не раз наблюдала, что стоит только двухлетке просто побыть на одном концерте, даже сидя на руках у стоящего в дверях концертного зала папы, как на следующем концерте он непременно включается в игру. Надо только не лениться и не бояться СНОВА И СНОВА приводить, экспериментировать, - а вдруг?! И эта ваша смелость воздастся вам сполна!

Иногда приходили (не только в Театральный музей, я беру уже любую точку, куда приглашают «Пикколо») совсем робкие детишки, которые первые 3-4 концерта сидели у мамы на коленях, а я, всячески стараясь раскрепостить ребёнка, незаметно всовывала ему в пальчики разные ритмичные «шумелки», - маракас, шейкер, бубен, барабанчик там-там. Уже после 2-3 концерта наблюдала за тем же малышом после концерта, - когда он входил в артистическое закулисье, уже вне рамок концерта, и пытался прикоснуться к инструментам, которые теперь совсем рядом!

olga-and-girl2Вот музыкант разбирает кларнет и укладывает его спать в футляр. А вот уже другой музыкант пытается вложить в его руку смычок виолончели и – о чудо! – под её прикосновением инструмент начинает звучать! И это сделал сам малыш! Таким детям требуется чуть-чуть больше внимания, больше времени для вхождения в процесс. Главное, не прервать его, не быть ленивым и не любопытным, как говорил А.С.Пушкин. 

Через пол года ребёнка не узнать. Он не только отважно сидит на всех концертах без мамы, выходит на сцену, отгадывает загадки и пр., но и великолепно ориентируется в инструментальных тембрах, уже способен, не отвлекаясь, сидеть 35 минут и слушать музыку Чайковского, Вивальди, Моцарта, а когда нужно, и потанцевать весёлый танец маленьких утят! Как развивается детский артистизм, эмоциональность, смелость, творческий потенциал тех малышей, кто выходит на сцену, пробует музицировать и расцветает на глазах от осознания своего «я», от ощущения «я могу, у меня получается, я узнаю!».

Хочу здесь привести любопытную историю известного актёра Брюса Уиллиса. От рождения мальчик сильно заикался. Заикание казалось ему страшным пороком. Сверстники его дразнили. Но вот однажды Брюс захотел участвовать в школьном спектакле. Когда он вышел на сцену, случилось чудо: он перестал запинаться. Хотя, отыграв спектакль, он снова стал тем, кем был, - заикой. Волшебство сцены потрясло его. Оказавшись в центре внимания, он становился человеком без недостатков. Таким, каким чувствовал себя внутренне. С тех пор мальчик стал стремиться выходить на сцену, чтоб хоть на время почувствовать себя как все. 

Когда ребёнок увлекается на сцене, то сцена творит чудеса. Она раскрепощает, освобождает, возвращает ребёнка к самому себе, делает его естественным и независимым ни от кого, кроме самого себя.

Вот малыш на сцене в роли гнома с колпачком на голове, а рядом - маститый артист Филармонии исполняет уже узнаваемое по прошлым концертам «В пещере горного короля». А вот юный принц и кучерявая принцесса, взявшись за руки, пытаются изобразить па старинного менуэта Боккерини под звуки огромного тромбона. А я, сидя за фортепиано, краем глаза оцениваю тишину в зале, - нравится!

Самое замечательное начинается после концерта, когда можно все инструменты потрогать, подержать, ещё раз поиграть, посмотреть, теперь уже близко, на сурдину трубы, прикоснуться к огромной волынке в шкуре и с лицом козы! Восторгу нет предела. Но Красный зал музея театрального и музыкального искусства закрывается. Удивлённые и радостные от открытия прекрасного, дети расходятся.

 

 

 

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Татьяна Апатовская

    Мы ходим в лекторий Пикколо регулярно с сентября 2011, когда моей Карине было 2г3 мес. Сразу решили купить абонемент - потому что заворожило, очаровало, и мы с дочкой стали абсолютными поклонницами Ольги Максимовой и ее концертов. "Когда мы опять пойдем к Ольге?" - это стало традиционным вопросом Карины. Регулярно играем "в концерт" дома. С января мы уже перешли на два абонемента, ходим 2 раза в месяц с неизменным удовольствием. Причем каждый концерт - это погружение в сказку, расширение кругозора, прививание вкуса и масса положительных эмоций. Отличительная особенность этого лектория - отсутствие "сюсюкания" с детьми, прекрасная речь ведущей, интеллигентная атмосфера - все это формирует личность ребенка и его систему координат. Музыкант находится так близко от ребенка, что поисходит настоящее погружение в музыку - ни в одном взрослом концертном зале это не возможно. А ребенку так важно быть соучастником, все рассмотреть. Очень здорово, что на каждом концерте выступает помимо взрослого музыканта еще и ребенок - для моей дочки это всегда запоминающееся событие, как играл мальчик на барабане или девочка на арфе. Ну а 4х-летняя София, станцевавшая лебедя Сен-Санса на последнем концерте, стала просто нашим кумиром. Видимо, осознание того, что искусство подвластно не только взрослым, делает его для детей ближе и понятнее. Спасибо, Пикколо!
  • Анна Головкина

    Никто не поспорит с утверждением, что занятия музыкой для детей - это не просто прихоть родителей, но насущная необходимость для полноценного и гармоничного развития. Задача семьи, на мой взгляд, создать вокруг ребенка среду, благоприятствующую погружению в этот прекрасный мир. Мы приводим детей на концерты-занятия "Пикколо", вводим прослушивание классической музыки в повседневный обиход и, наконец, подыскиваем для ребенка хорошую музыкальную школу и хороших педагогов. Светлана Николаевна Иванова - не просто хороший, а редкий, штучный, уникальный педагог. Мягко, умно, интеллигентно, находя подход к каждому ребенку, она объясняет сольфеджио так, что даже далекие от теории музыки мамы (это я о себе) начинают понимать этот предмет. Интервалы, трезвучия, аккорды, тоники, доминанты, субдоминанты перестали быть страшилками и пугалками, а стали полновесными кирпичиками в крепком фундаменте наших знаний. А какие чудесные песенки поют дети, какую красивую музыку слушают на ее занятиях! Даже учат музыкальные детские стихи, которые помогают легче усваивать материал. От всей души советую всем родителям, которые решили прививать своим детям любовь и знания о музыке, приходить на занятия к Светлане Николаевне в музыкальную школу "Пикколо"!
  • Елена Герасенкова

    Ольга, здравствуйте! Спасибо большое за чудесные концерты и занятия в творческой мастерской. Мы с внучкой посещаем Ваши концерты с огромным удовольствием. Подскажите, пожалуйста, когда откроется запись на 6 апреля "Упрямый мальчик. Иоганн Себастьян Бах"
  • Наталья Вихман

    Неудержимо влечет написать свои (наши с сынулей 3,5 года) впечатления о вчерашнем концерте. Мы в полном восторге!!! Во-первых, нас покорила сама главная участница – совершенно очаровательная, притягательная, блестящая и звонкая – труба, которая в руках виртуоза – музыканта, и к тому же очень обаятельного человека, превращается в по-истине захватывающее зрелище. Дети были очарованы буквально в первую же минуту. Особенно обращаю внимание мам мальчиков – торжественные звуки трубы, фанфары оказывают совершенно неизгладимое впечатление на мальчишек. Видно сразу, как спина выпрямляется, руки (будто палочками барабана) отбывают ритм, глаза неотрывно следят за движениями музыканта. Во-вторых, все действие превращено в сказочную историю, в которой отрывки и персонажи известных сказок незаметно сменяют и дополняют друг друга под чутким руководством ведущей и идейной вдохновительницей концертов Ольги Максимовой. Дети – не просто пассивные слушатели, они сами становятся участниками действия, отгадывая героев сказок, обсуждая музыку и подыгрывая музыкантам на маленьких музыкальных инструментиках. А после концерта достойнее вознаграждение – возможность подержать в руках настоящий инструмент, задать свои вопросы музыканту и фото на память. Спасибо детскому музыкальному лекторию и Вам, Ольга Максимова, за всю доброту и радость, которую вы неизменно дарите детям на ваших концертах. И еще, дорогие мамы и папы, поддержите своих детей на концертах, не отвлекайтесь на фотографирование (это можно сделать после концерта), забудьте на время о своих делах и заботах, эмоционально посоучаствуйте и почувствуйте «драйф» - и тогда «отдача» в виде хорошего настроения и радости ребенка будет непременно больше.