18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Об авторе

Ольга Пикколо

 

«Если у ребёнка, который пока что еще как чистый лист бумаги,
запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь».


Масару Ибука, «После трёх уже поздно»

 

«Надо подниматься до чувств ребёнка.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.»


Я. Корчак

 

Санкт-Петербургский Детский музыкальный лекторий «Пикколо» появился в 1999 году. Основателем и руководителем лектория стала Ольга Пикколо. Импульсом к созданию детского лектория стали для Ольги книги детских педагогов Сесиль Лупан, Масару Ибука, Синити Судзуки, Гленна Домана.

Ольга закончила Санкт-Петербургское музыкальное училище Римского-Корсакова в 1987 году и консерваторию в 1992 году как музыковед. Работала преподавателем теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература) и концертмейстером в различных музыкальных школах Санкт-Петербурга.

В 1993 году стала ведущей детских концертов Петрозаводской филармонии. В 1999 году появился основанный ей Санкт-Петербургский Детский музыкальный лекторий «Пикколо».Основная концертная площадка «Пикколо» - Мариинский театр.

Много лет Ольга увлекается вопросами звуковой терапии и её воздействия на всё живое. Ольга — член ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, член международной ассоциации звуковых терапевтов. Принимает регулярное участие в музыкально-терапевтических конференциях, в семинарах звуковой терапии, является постоянным участником ежемесячных семинаров Андрея и Николая Волковых "Лира сердца", принимала участие в звукотерапевтическом семинаре саундхиллингов из Испании Мишель и Нестора Аверард.

В 2014 году закончила "Школу ораторского искусства" Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Замужем. Сын – Андрей Максимов, оперный певец и композитор, студент СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат 1 премии международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, участник телевизионного проекта 1 канала «Голос», солист Академии молодых певцов Мариинского театра. С 8 месяцев был слушателем «Пикколо».

Ольга Пикколо – автор и режиссёр своих концертов и спектаклей. Много лет пишет стихи. На стихотворения О. Пикколо написан вокальный цикл композитора из Сыктывкара Светланы Головиной и несколько романсов петербургского композитора Андрея Максимова (сына О. Пикколо).

Здесь вы можете узнать, что думает о "Пикколо" его автор, Ольга.

Как создавалось «Пикколо»

Камертон моих концертов — дети!

olga-and-girlПрограммы «Пикколо» создавала не только я. Концерты лектория создавали, не ведая того, мои прекрасные друзья, - маленькие слушатели. Лучшие мои учителя и вдохновители – дети!

Никакие, даже самые образцовые и требовательные филармонические худсоветы, через жёсткое прокрустово ложе мне приходилось проходить не раз, не сравнятся с чуткой, безыскусной, неискушённой, непосредственной, чистой, не замусоренной разными мифами детской аудиторией. На долгие годы она стала лучшим моим фильтром и критиком и подталкивала на всё новые и новые находки, поиски, эксперименты.

Самый интересный, творческий, но и самый мучительный период в создании любого концерта – начальный. Созданный и идеально отрепетированный вне сцены, новый концерт кажется гладким, логичным и интересным. Но стоит вынести его на взыскательный суд малышей, как всё разваливается на глазах, дети быстро устают, начинают шуметь и не слушают. И начинается многократное обкатывание концерта до его полной отшлифовки. Иногда такие «репетиционные» концерты могут длиться месяцами, когда никак не получается найти верную, интересную детям музыку или сказку, в которую она вплетена. Если ребёнку не интересен мой концерт, он ничего оттуда не вынесет, ничего не усвоит.

А иногда, напротив, концерт складывается на удивление быстро, когда выступление проходит на одном дыхании, и уже нечего ни убавить, ни прибавить. И тогда в зале все 45 минут стоит полная тишина, а после концерта раздаётся чей-то робкий голос: «А почему так мало?»

Учусь у своих слушателей всему. Краткости. Яркости. Творчеству. Запоминаю и беру на вооружение почти всегда удивительно меткие детские сравнения, ассоциации. У малышей восприятие идёт через образ, чувство оно спонтанно и часто кажется произвольным. Общаясь с ребятишками, стараюсь увидеть мир так, как его видят дети, стараюсь избавиться от предвзятостей.

Стараюсь как можно чаще играть с детьми в их любимое: «На что похоже?» (по форме, по звуку и т.д.) На вопрос «На что похожа скрипка?» получаю ответ «На человечка». Так, с лёгкой руки моих маленьких друзей, среди моих концертов появляется «Приключения человечка-скрипки». Ударный инструмент колу один мой слушатель неожиданно чудесно сравнил с «деревом, на котором висят шоколадки». С тех пор так оно и пошло, - «Шоколадное дерево». Помню ещё один замечательный ответ на вопрос, на что похож смычок: «На стручок!». Сработала двойная и очень меткая ассоциация – во-первых, - внешняя; во-вторых - по сходству звучания слов «смычок» - «стручок». Милых словечек и разных подобных примеров можно приводить до бесконечности, - так же, впрочем, как и писать эту статью. Потому что новые находки, мысли, озарения поступают с каждым концертом, с каждым днём.

concert-girlМногие родители, услышав академичное слово «Лекторий», «концерт», скептически пожимают плечами, — мол, нам это ещё рано. И было немало случаев, когда очевидно одарённые дети приводились на наши концерты только один раз по той причине, что они, по мнению родителей, на концерте отвлекались. И цветок, ещё не успев распуститься, засыхал… Но, попав в шикарную атмосферу Театрального музея, не отвлекаться просто и невозможно! Бархатные красные стулья с изящной лирой на спинках, вензеля над занавесом, публика, классическая музыка, — так всё необычно-прекрасно, что первый раз внимание переключается с концерта на то, что окружает тебя, много раз. И это хорошо, без этого невозможно! Так бы ещё хотелось попасть в этот неожиданно приоткрывшийся волшебный мир театра и музыки. Но родители уже вынесли однозначный диагноз, — рано!

Зато не раз наблюдала, что стоит только двухлетке просто побыть на одном концерте, даже сидя на руках у стоящего в дверях концертного зала папы, как на следующем концерте он непременно включается в игру. Надо только не лениться и не бояться СНОВА И СНОВА приводить, экспериментировать, - а вдруг?! И эта ваша смелость воздастся вам сполна!

Иногда приходили (не только в Театральный музей, я беру уже любую точку, куда приглашают «Пикколо») совсем робкие детишки, которые первые 3-4 концерта сидели у мамы на коленях, а я, всячески стараясь раскрепостить ребёнка, незаметно всовывала ему в пальчики разные ритмичные «шумелки», - маракас, шейкер, бубен, барабанчик там-там. Уже после 2-3 концерта наблюдала за тем же малышом после концерта, - когда он входил в артистическое закулисье, уже вне рамок концерта, и пытался прикоснуться к инструментам, которые теперь совсем рядом!

olga-and-girl2Вот музыкант разбирает кларнет и укладывает его спать в футляр. А вот уже другой музыкант пытается вложить в его руку смычок виолончели и – о чудо! – под её прикосновением инструмент начинает звучать! И это сделал сам малыш! Таким детям требуется чуть-чуть больше внимания, больше времени для вхождения в процесс. Главное, не прервать его, не быть ленивым и не любопытным, как говорил А.С.Пушкин. 

Через пол года ребёнка не узнать. Он не только отважно сидит на всех концертах без мамы, выходит на сцену, отгадывает загадки и пр., но и великолепно ориентируется в инструментальных тембрах, уже способен, не отвлекаясь, сидеть 35 минут и слушать музыку Чайковского, Вивальди, Моцарта, а когда нужно, и потанцевать весёлый танец маленьких утят! Как развивается детский артистизм, эмоциональность, смелость, творческий потенциал тех малышей, кто выходит на сцену, пробует музицировать и расцветает на глазах от осознания своего «я», от ощущения «я могу, у меня получается, я узнаю!».

Хочу здесь привести любопытную историю известного актёра Брюса Уиллиса. От рождения мальчик сильно заикался. Заикание казалось ему страшным пороком. Сверстники его дразнили. Но вот однажды Брюс захотел участвовать в школьном спектакле. Когда он вышел на сцену, случилось чудо: он перестал запинаться. Хотя, отыграв спектакль, он снова стал тем, кем был, - заикой. Волшебство сцены потрясло его. Оказавшись в центре внимания, он становился человеком без недостатков. Таким, каким чувствовал себя внутренне. С тех пор мальчик стал стремиться выходить на сцену, чтоб хоть на время почувствовать себя как все. 

Когда ребёнок увлекается на сцене, то сцена творит чудеса. Она раскрепощает, освобождает, возвращает ребёнка к самому себе, делает его естественным и независимым ни от кого, кроме самого себя.

Вот малыш на сцене в роли гнома с колпачком на голове, а рядом - маститый артист Филармонии исполняет уже узнаваемое по прошлым концертам «В пещере горного короля». А вот юный принц и кучерявая принцесса, взявшись за руки, пытаются изобразить па старинного менуэта Боккерини под звуки огромного тромбона. А я, сидя за фортепиано, краем глаза оцениваю тишину в зале, - нравится!

Самое замечательное начинается после концерта, когда можно все инструменты потрогать, подержать, ещё раз поиграть, посмотреть, теперь уже близко, на сурдину трубы, прикоснуться к огромной волынке в шкуре и с лицом козы! Восторгу нет предела. Но Красный зал музея театрального и музыкального искусства закрывается. Удивлённые и радостные от открытия прекрасного, дети расходятся.

 

 

 

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Ирина Шевкуненко

    Сегодня мы с внучкой Алиной впервые побывали на концерте. Я очень волновалась, как будет себя вести малышка. Всё-таки ей ещё 2 года и 8 месяцев. Но, как только концерт начался, мои волнения улетучились: Алинка очень внимательно слушала, активно хлопала музыкантам и была вполне довольна. Хочу добавить, что представление очень качественное: прекрасные музыканты, интересная сюжетная линия, связывающая все произведения и умеющая увлечь малышей ведущая. Я в своём детстве ходила на знаменитые концерты "От А до Я" в концертный зал "Октябрьский" и до сих пор помню, как это было интересно и полезно.Когда росли мои дети, ничего подобного в городе не было. И я очень рада, что моя внучка может приобщиться к музыке в столь раннем возрасте. А концертный зал на Стремянной улице гораздо приятнее, чем огромный "Октябрьский". Он такой уютный, камерный, детки всё могут рассмотреть и даже потрогать после концерта. Так что будем к вам ходить!
  • Эви Лойт

    Съездили на денек в Италию, недалеко на север - в Тренто. На центральной улице были вывешены детские работы, на веревочках с прищипками. Такие яркие, непосредственные и трогательные, дома, радуги, солнце, люди, цветы, небо... По-хорошему позавидовали ребятишкам, которые так видят мир. Невероятно яркие краски, самые неожиданные их сочетания, как лоскутный ковер смеха и радости. От Ваших концертов веет таким же ветром детства и фантазий, поэтому мне очень хотелось посмотреть эту выставку. Словно пятьсот миллионов бубенцов…
  • Юлия Марченко

    Спасибо Вам большое! Моя дочка (2 года 4 месяца) была в полном восторге, я очень переживала, как она воспримет именно такой концерт, дело в том, что мы её долго готовили, как музыкального слушателя и она посещает серьезные площадки, даже основной зал Мариинского театра. А концерт такого формата для неё был в новинку. Я очень боялась, что она увидит игровые моменты и разыграется, но у Вас всё настолько продумано до мелочей, настолько динамично и последовательно, что малыши просто "идут" за Вами и "ушками", и действием. А еще очень приятно, что основной музыкант (у нас был Алексей Чижик) участвует в концерте не только как исполнитель, но и как "аниматор" (к сожалению, не подобрала более подходящего слова, поэтому написала в кавычках, надеюсь, оно не звучит обидно), я имею ввиду его театральное участие во всем действии, то, что он тоже участвует в диалогах именно в разговорном жанре, получается целый спектакль, за это ему отдельное спасибо. Малыши с большим удовольствием участвуют в происходящем, Вам удается с такой "легкостью" завоевать их внимание! Это ТАК замечательно!!!
  • Алена Самаль

    Здравствуйте, Ольга и организаторы концертов Пикколо! Мне кажется, вы получаете достаточно отзывов от родителей о том, как нравятся ваши концерты детям. Я, конечно, не исключение - моя дочка всегда с радостью едет на ваш концерт, ждет его, даже хвастается друзьям! Во время выступлений она так увлекается, сидя в первом ряду, что может встать со стула и начать танцевать. Иногда я опасаюсь, что она подойдет вплотную к вам и начнет повторять ваши слова)) Конечно, мне очень нравится такая ее реакция! И мы стараемся привлекать к посещению ваших концертов друзей, приятелей - чтобы поделиться радостью, так сказать. Но особенно я хочу поблагодарить вас за то, что, несмотря на ориентированность на детей, вы позволяете родителям расслабиться. Я сама получаю огромное удовольствие от живой музыки, от мелодичного вашего голоса, от прекрасной песочной анимации, от обстановки и атмосферы. К сожалению, в наш сумасшедший по темпу жизни век не всегда есть возможность самим посетить концерт классической музыки, расслабиться и послушать сказку (уж тем более). А взять с собой ребенка можно не на каждый концерт. В данном случае очень хорошо, что ребенок может взять с собой родителей - и им не будет скучно или неинтересно! Я действительно наслаждаюсь вашими детскими концертами, сама, лично, даже с некоторым упоением! И за это вам тоже огромное спасибо! Желаю вам сохранить уникальность "Пикколо"! Успехов!