18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61



kamerton-deti2


kamerton-deti3


kamerton-deti4


kamerton-deti4
Снег тает на ветке дерева, где голубь воркует. Смотри, маленький котенок мягко ступает по опавшим осенним листьям. Ползает и смеется ребенок, ему исполнилось два года этим утром. (Исса Кобаяни, поэт позднего средневековья)

О "Пикколо"

Санкт-Петербургский Детский музыкальный лекторий «Пикколо» появился в 1999 году. Основателем и руководителем лектория стала Ольга Пикколо. Ольга закончила Санкт-Петербургское музыкальное училище Римского-Корсакова в 1987 году и консерваторию в 1992 году как музыковед. В эти же годы стала автором стихов к вокальному циклу "Драма в лицах" композитора из Сыктывкара Светланы Головиной.

В 1993-1997 годах работала как лектор-музыковед в Петрозаводской Детской Филармонии. В 1999 году стала руководителем Детского музыкального лектория «Пикколо» в Санкт-Петербурге, а с 2012 года - членом ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов. В 2014 году закончила школу ораторского искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Замужем. Сын Андрей Максимов учится в консерватории, лауреат 1 премии международного конкурса имени Елены Образцовой, участник телевизионного проекта 1 канала «Голос», солист Академии молодых певцов Мариинского театра.

Ольга Пикколо - о том, как создавалось «Пикколо»

Программы «Пикколо» создавала не только я. Концерты лектория создавали, не ведая того, мои прекрасные друзья, - маленькие слушатели. Лучшие мои учителя и вдохновители – дети!

Никакие, даже самые образцовые и требовательные филармонические худсоветы, через жёсткое прокрустово ложе мне приходилось проходить не раз, не сравнятся с чуткой, безыскусной, неискушённой, непосредственной, чистой, не замусоренной разными мифами детской аудиторией. На долгие годы она стала лучшим моим фильтром и критиком и подталкивала на всё новые и новые находки, поиски, эксперименты.

Самый интересный, творческий, но и самый мучительный период в создании любого концерта – начальный. Созданный и идеально отрепетированный вне сцены, новый концерт кажется гладким, логичным и интересным. Но стоит вынести его на взыскательный суд малышей, как всё разваливается на глазах, дети быстро устают, начинают шуметь и не слушают. И начинается многократное обкатывание концерта до его полной отшлифовки. Иногда такие «репетиционные» концерты могут длиться месяцами, когда никак не получается найти верную, интересную детям музыку или сказку, в которую она вплетена. Если ребёнку не интересен мой концерт, он ничего оттуда не вынесет, ничего не усвоит.

Камертон моих концертов, А иногда, напротив, концерт складывается на удивление быстро, когда выступление проходит на одном дыхании, и уже нечего ни убавить, ни прибавить. И тогда в зале все 45 минут стоит полная тишина, а после концерта раздаётся чей-то робкий голос: «А почему так мало?»

Учусь у своих слушателей всему. Краткости. Яркости. Творчеству. Запоминаю и беру на вооружение почти всегда удивительно меткие детские сравнения, ассоциации. У малышей восприятие идёт через образ, чувство оно спонтанно и часто кажется произвольным. Общаясь с ребятишками, стараюсь увидеть мир так, как его видят дети, стараюсь избавиться от предвзятостей.

Стараюсь как можно чаще играть с детьми в их любимое: «На что похоже?» (по форме, по звуку и т.д.) На вопрос «На что похожа скрипка?» получаю ответ «На человечка». Так, с лёгкой руки моих маленьких друзей, среди моих концертов появляется «Приключения человечка-скрипки». Ударный инструмент колу один мой слушатель неожиданно чудесно сравнил с «деревом, на котором висят шоколадки». С тех пор так оно и пошло, - «Шоколадное дерево». Помню ещё один замечательный ответ на вопрос, на что похож смычок: «На стручок!». Сработала двойная и очень меткая ассоциация – во-первых, - внешняя; во-вторых - по сходству звучания слов «смычок» - «стручок». Милых словечек и разных подобных примеров можно приводить до бесконечности, - так же, впрочем, как и писать эту статью. Потому что новые находки, мысли, озарения поступают с каждым концертом, с каждым днём.

Многие родители, услышав академичное слово «Лекторий», «концерт», скептически пожимают плечами, - мол, нам это ещё рано. И было немало случаев, когда очевидно одарённые дети приводились на наши концерты только один раз по той причине, что они, по мнению родителей, на концерте отвлекались. И цветок, ещё не успев распуститься, засыхал… Но, попав в шикарную атмосферу Театрального музея, не отвлекаться просто и невозможно! Бархатные красные стулья с изящной лирой на спинках, вензеля над занавесом, публика, классическая музыка, - так всё необычно-прекрасно, что первый раз внимание переключается с концерта на то, что окружает тебя, много раз. И это хорошо, без этого невозможно! Так бы ещё хотелось попасть в этот неожиданно приоткрывшийся волшебный мир театра и музыки. Но родители уже вынесли однозначный диагноз, - рано!

«Если у ребёнка, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Он откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в нём отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству». (Масару Ибука, «После трёх уже поздно»)

Зато не раз наблюдала, что стоит только двухлетке просто побыть на одном концерте, даже сидя на руках у стоящего в дверях концертного зала папы, как на следующем концерте он непременно включается в игру. Надо только не лениться и не бояться СНОВА И СНОВА приводить, экспериментировать, - а вдруг?! И эта ваша смелость воздастся вам сполна!

Иногда приходили (не только в Театральный музей, я беру уже любую точку, куда приглашают «Пикколо») совсем робкие детишки, которые первые 3-4 концерта сидели у мамы на коленях, а я, всячески стараясь раскрепостить ребёнка, незаметно всовывала ему в пальчики разные ритмичные «шумелки», - маракас, шейкер, бубен, барабанчик там-там. Уже после 2-3 концерта наблюдала за тем же малышом после концерта, - когда он входил в артистическое закулисье, уже вне рамок концерта, и пытался прикоснуться к инструментам, которые теперь совсем рядом!

Вот музыкант разбирает кларнет и укладывает его спать в футляр. А вот уже другой музыкант пытается вложить в его руку смычок виолончели и – о чудо! – под её прикосновением инструмент начинает звучать! И это сделал сам малыш! Таким детям требуется чуть-чуть больше внимания, больше времени для вхождения в процесс. Главное, не прервать его, не быть ленивым и не любопытным, как говорил А.С.Пушкин.

Через пол года ребёнка не узнать. Он не только отважно сидит на всех концертах без мамы, выходит на сцену, отгадывает загадки и пр., но и великолепно ориентируется в инструментальных тембрах, уже способен, не отвлекаясь, сидеть 35 минут и слушать музыку Чайковского, Вивальди, Моцарта, а когда нужно, и потанцевать весёлый танец маленьких утят!

Как развивается детский артистизм, эмоциональность, смелость, творческий потенциал тех малышей, кто выходит на сцену, пробует музицировать и расцветает на глазах от осознания своего «я», от ощущения «я могу, у меня получается, я узнаю!».

Хочу здесь привести любопытную историю известного актёра Брюса Уиллиса.

От рождения мальчик сильно заикался. Заикание казалось ему страшным пороком. Сверстники его дразнили. Но вот однажды Брюс захотел участвовать в школьном спектакле. Когда он вышел на сцену, случилось чудо: он перестал запинаться. Хотя, отыграв спектакль, он снова стал тем, кем был, - заикой. Волшебство сцены потрясло его. Оказавшись в центре внимания, он становился человеком без недостатков. Таким, каким чувствовал себя внутренне. С тех пор мальчик стал стремиться выходить на сцену, чтоб хоть на время почувствовать себя как все.

Когда ребёнок увлекается на сцене, то сцена творит чудеса. Она раскрепощает, освобождает, возвращает ребёнка к самому себе, делает его естественным и независимым ни от кого, кроме самого себя.

Вот малыш на сцене в роли гнома с колпачком на голове, а рядом - маститый артист Филармонии исполняет уже узнаваемое по прошлым концертам «В пещере горного короля». А вот юный принц и кучерявая принцесса, взявшись за руки, пытаются изобразить па старинного менуэта Боккерини под звуки огромного тромбона. А я, сидя за фортепиано, краем глаза оцениваю тишину в зале, - нравится!

Самое замечательное начинается после концерта, когда можно все инструменты потрогать, подержать, ещё раз поиграть, посмотреть, теперь уже близко, на сурдину трубы, прикоснуться к огромной волынке в шкуре и с лицом козы! Восторгу нет предела. Но Красный зал музея театрального и музыкального искусства закрывается. Удивлённые и радостные от открытия прекрасного, дети расходятся.

О «Пикколо» одной строкой

Детский музыкальный лекторий «Пикколо» – лекторий для детей 2,5 - 7 лет. Наш сайт - piccolosolo.ru.

В концертах лектория принимают участие артисты Михайловского и Эрмитажного театров, Петербург-концерта и Филармонии имени Д. Д. Шостаковича, филармонии джазовой музыки и филармонии для детей и юношества, артисты балета, артисты ансамбля старинной музыки "Новая Голландия". Во всех концертах принимают участие учащиеся Средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории имени Н. Римского-Корсакова и других музыкальных школ города.

Атмосфера детского концертаКонцерты «Пикколо» проходят в игровой, сказочной, интерактивной форме, развивают творчество и эмоциональность ребёнка. Дети сами становятся активными участниками концертов, выходят на сцену, пробуют музицировать, отгадывают музыкальные загадки, узнают много детской классической музыки, словами и двигательной импровизацией выражают образ услышанного, рисуют и получают призы! В простой для восприятия сказочной манере изложения узнают много интересного обо всех основных инструментах симфонического и народного оркестров.

Наши музыкальные встречи не только прокладывают тропинку малышей к филармоническим концертным залам, но ещё и развивают гармоничную, творческую, активную, успешную в жизни многогранную личность!

«Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку». (Сесиль Лупан. «Поверь в своё дитя»).

Детский музыкальный лекторий «Пикколо» имеет четыре постоянных площадки в центре Санкт-Петербурга, где выступает по субботам и воскресеньям. Также "Пикколо" регулярно выезжает в детские сады и развивающие центры города.

 

Ольга Пикколо

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Людмила Воробьева(бембинова)

    Ольга, огромное Вам спасибо и вашему коллективу!!! Ходили на музыкально- песочную фантазию "Щелкунчик" всей семьей. Сын весь "слушал глазами", после концерта спросил когда пойдем еще раз(хочет про лебедя посмотреть). Очень удивился что "даже волосы тряслись у скрипача". Супруг сказал:"наконец-то, нашли островок культуры и для детей". Извините, что мешала младшая наша девочка. Дочке тоже понравилось, кричала: "спасибо, красиво". Очень Вам благодарны))) Прийдем еще не раз.
  • Елена Скворцова

    Добрый вечер! Мы 5 декабря с дочкой (7 лет) были на премьере спектакля "Синяя птица". Сразу скажу, что смотрели и слушали не отрываясь и не отвлекаясь! Раньше видели сюжеты из песка, но, чтобы целый спектакль!... Это здорово! Очень захватывает! А какой сказочный голос у Ольги Пикколо! Даже маленькие дети целый час слушали! Музыка помогала воспринимать и переживать действия. После спектакля Ольга спросила, какой эпизод больше понравился, но весь спектакль мы смотрели и слушали на одном дыхании и выделить отдельный кусочек просто не получается. С момента, как Луч Света осветил комнату, начались удивительные превращения. И все благодаря песку и ловкости и умению рук художника Оксаны Калинко. Большое спасибо за доставленное удовольствие!
  • Петина Л.Н.

    Браво! Виват! И троекратное УРА!!!! Начался новый сезон концертов музыкального лектория Пикколо. И конечно же, новая встреча с незабываемой музыкой, прозвучавшей на сцене бывшей дирекции Александринки, а ныне - Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства, в субботу-15 сентября. В этом году к нам присоединились новые дети - новые учащиеся хора "Му-ми-соль" Дома детского творчества Приморского района, они в первый раз пришли слушать музыку вместе с нами. Мы ждали этой встречи с музыкой, со сказкой и конечно же феей музыки - Ольгой Пикколо, и ожидания нас не обманули. Слушатели окунулись в в разнообразье и разноцветье звуков саксофона, то ласковых, как в колыбельной Гершвина, то весёлых, заставляющих пританцовывать всех слушателей, как в "Весёлом саксофонисте" Видофта. А сколько восторга и радости вызвало совместное выступление с музыкантом юных артистов из зрительного зала, играющих на детских шумовых инструментах. Счастливые улыбки родителей, может быть, впервые лицезреющих своё чадо на сцене перед зрителями, да ещё и творящих музыкальное произведение. Огромное спасибо! Низкий поклон Ольге Пикколо и всем, кто участвует в этом грандиозном проекте. С уважением, руководитель хора "Му-ми-соль" - Петина Л.Н. 16 сен 2012 в 23:06
  • Наталья Орлова

    Анна, Здравствуйте! Анна, у меня сложилось впечатление, что Вы не правы. Уж где-где, но на концертах Пикколо ко всем маленьким слушателям относятся с любовью и уважением. Претензий к самому концерту, я так понимаю у Вас нет. Хочу объяснить по поводу дневничков и наклеек, а также домашних заданий (Ваш ребенок ведь его получил - я уверена). В первую очередь Пикколо - это лекторий, и большинство деток пришли на очередное долгожданное занятие. Вы посетили концерт впервые, а значит побывали на своеобразном ОТКРЫТОМ УРОКЕ. Концерты Пикколо - это занятия. Регулярные развивающие занятия. На занятия принято ходить с тетрадками, книгами, и... дневниками. У постоянных посетителей есть такие дневники. Мы ходим на музыкальные занятия Пикколо второй год. Моя дочь каждый раз с нетерпением ждет очередного концерта. Во многом благодаря лекторию Пикколо, у ребенка появилось понимание музыки, знакомство с музыкальными инструментами повлияло на желание дочки заниматься в музыкальной школе.