18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

dusha


Чтобы горела душа…

Душа горела… Таких детей сразу видишь. Такие верят в чудо, долго любуются букашкой на дереве и в восторге стараются перекричать грозу – когда по мокрому асфальту можно босиком… Им ведомо, что такое романтизм, они умеют фантазировать, воображать и верить фантазиям. А ещё у таких – умение погружаться в музыку и слово, – целиком, безоглядно, забыв про всё на свете. В них чувствуется внутренняя сила, наполненность и уже созревшее внутреннее знание  прекрасного и никогда несокрушимого. Чтобы нести по всей жизни полученное в детстве, не расплескав.

И вспомнилось недавнее… Андалузия, Гранада. Цыганский квартал Сакромонто высоко в горах, откуда видны очертания Сьерры-Невады со снежными верхушками. Вбираю в себя всю томительную южную тишину вечера, нанизанного на стрёкот цикад, и ощущая себя неведомо где. В этот совсем неоткрыточный, заповедный и труднодосягаемый уголок Испании меня привело желание увидеть настоящее андалузское фламенко. Именно здесь, в среде андалузских цыган, родился этот удивительный танец.

 

Цыганский ресторан-таблао в одной из пещер Сакромонте «Venta el gallo» является моей целью. Захожу, покупаю билет и жду на улице долгожданного события. Рядом со входом в ресторанчик живописно разместилась группа артистов. Их выдаёт слишком громкий уверенный говор, изящные остроносые ботинки мужчин и причёски женщин. Самый высокий оказывается гитаристом. Достаёт пилочку и начинает не спеша «настраивать» на концерт ногти: шлифует их, полирует, капает на них из таинственной бутылочки. На колдовство ушло пол часа. Ровно столько, сколько требовалось Её Величеству Луне, чтобы засверкать наконец над Сакромонто.

И тут, в свете луны, появилась девочка лет восьми. Шла она как-то необыкновенно, словно неся себя, с внутренней неторопливой грацией, уверенно стуча башмачками, напоминающими сабо. Неспеша обойдя группу артистов, она радостно исполнила словно привычный обряд: поцеловала каждого из них и получила ответный поцелуй. И артисты скрылись под сводами таблао.

Через несколько минут зрителей запускают в маленький зал под белыми каменными сводами.  Сажусь на простой плетёный стул а ля Ван Гог. Заказываю бокал сангрии, и льдинки на дне его легко позвякивают ожиданием.

И вот на сцене появляются артисты. Два певца, знакомый гитарист, ударник. Всеобщее внимание сразу приковывают взгляд танцоры: молодая очень красивая девушка, женщина постарше и стройный парень в характерной жилетке.

Начинается танец, полный напряжения, истомы, гнева, ярости, восторга. Танцоры сменяют друг друга, танец ускоряется, топот каблуков, хлопки, пение и подхлёстывающие возгласы «ola!» – всё сливается в одном безудержном вихре.

Вдруг – всё оборвалось тишиной. Словно вновь выплыла и осветила всё луна, - на сцене появилась знакомая девочка. Так бывает в лесу после грозы. Капают с ветвей последние тяжёлые капли, а сквозь листву ровными лучами уже льются тонкие, как паутинка, робкие лучи солнца. Чудесному цветку, постепенно распускающему навстречу миру свои лепестки, была подобна она с корзинкой в руках, с ярким бантом в волосах. Серьёзная, неприступная, полная какой-то только ей доступной тайны, медленно ставит корзинку на пол: движения её ленивы и притягивают взгляд неразрешённостью…

А потом - взмах подолом юбки. И начинает самозабвенное фламенко, вся в музыке, чувстве, её поглотившем. Яростный топот башмачков, и закружилась, словно волчок, по-взрослому, по-настоящему! И лишь иногда проскользнёт еле заметная заученность движения или по-детски мягкая округлость рук, выдающая совсем юное существо.

А в конце представления сколько гордости, силы, чувства победы, окрылённости, когда танцуют уже все артисты вместе, и юная артистка – среди них!

Не склонна цитировать модное. Но всё же хочу воздать должное Масару Ибуке и его словам: «Если у ребёнка, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Он откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в нём отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству».

Думается, что сравнение японского педагога ребёнка с чистым листом бумаги  не стоит принимать буквально. Чистый! Но не пустой! Чистый – в смысле ещё не тронутый влиянием извне, идеальный, гармоничный, Божественный. В ребёнке уже с первой минуты его появления на нашу планету заложен удивительный спектр возможностей. Перефразируя Корчака, не ребёнка стоит дотягивать до себя, а самому спускаться до ребёнка. Спускаться и, в то же время, окружать его прекрасным.

Чтобы горела душа...

 

 

Ольга Пикколо

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Ольга Григольц

    В музыкальном лектории Пикколо нам посчастливилось посмотреть несколько спектаклей. Я говорю "посчастливилось" без всякого преувеличения и не для красного словца. Чувство радости и наполненности добротой охватывает здесь не только детей, но и взрослых. Спящая красавица, Петя и волк, занятия, посвященные музыкальному инструменту-невидимке и вибрафону надолго стали предметом домашних обсуждений и воспоминаний. Действительно, замечательному автору и "сказочнице" Ольге Пикколо вместе с окружающими её на сцене артистами удается невероятное: мало того, что спектакли буквально приковывают внимание маленьких зрителей, завораживая, увлекая, восхищая, но и после своего завершения еще долго волнуют воображение. Очевидно, такой эффект не является самоцелью и тщательно выверенной стратегией автора проекта Ольги Пикколо. Просто, мне кажется, она вся соткана из маленьких сказок и для нее жизнь взрослая - это жизнь большого ребенка
  • Наташа Барсова

    Мы уже второй раз ходили со старшим сыном на концерт лектория Пикколо, и первое, что он спросил меня, когда мы вышли - мама, а про какой инструмент будет следующий концерт? И скоро? Он вспоминает дома все инструменты и рассказывает о них знакомым и друзьям. Я сама получаю от концертов огромное удовольствие, Ольга - настоящая волшебница, которая завораживает детей своими чудесными рассказами! И именно поэтому мне так грустно писать о том, что творилось на сегодняшнем концерте ("Неаполитанский дуэт" в доме Самойловых, 11.30). На втором ряду старший мальчик шуршал конфетами, а потом полез с кулаками на соседа, маме которого пришлось срочно его пересадить. Родители агрессора никак не проявились. Потом мальчик на первом ряду, сидевший перед ним, видимо насмотревшись на все это, начал стучать моего сына - и опять же, его родители ничего не сделали, я увела сына в слезах на другое место, к счастью он успокоился довольно быстро и получил удовольствие от остатка концерта. Но всем родителям очень хочется сказать - подумайте, а готовы ли ваши дети к восприятию музыки, нужна ли она им, и стоит ли их пичкать ею, если ответ на вопросы "нет". Не лишайте сказки тех, кто слушает ее, затаив дыхание!
  • Леонид Иновлоцкий

    «Детство Моцарта, или встреча со Сверчком». - Дедушка, дедушка, дай скрипку, я хочу, как сверчок! Мой пятилетний внук Мишенька теребит мои брюки. Он полон эмоций и возбуждён... Только что он с мамой возвратился из Мариинского театра, где смотрел спектакль о детстве Моцарта. - Дедушка, там был сверчок! Он сполз со стекла и вышел на сцену. - Миша, а что потом? - А потом он заговорил человеческим голосом! Нет, нечеловеческим голосом, вот так: у-у...как в трубу заговорил. Но я всё понял. Он говорил, что подарит мелодию. И тут он вдруг вынул маленькую скрипочку и заиграл на ней. Дедушка, сними скрипку со стены! Кажется, я уже догадывался, к чему всё клонится. - Ну, а ещё что там было? - пытаюсь я отвлечь. - Там была красивая фея, она рассказывала про маленького Моцарта. Рассказывала так красиво! Дедушка, а ты умеешь так: клёк, клёк, клёк? - Конечно, умею, - поддерживаю я внука, - клёк, клёк. - Совсем не так, - перебивает Миша. Да ты хоть знаешь, что это такое? Ну, как ты не понимаешь! Это же карета везёт Моцарта к королю! А потом выходил сам Моцарт. В парике выходил. И так красиво играл на рояле. Но в конце он почему-то оказался девочкой. А вот сверчок был настоящий и он играл… он так и г р ал ! - Мишенька, а тебе папа вчера мячик купил, - я ещё на что-то надеялся. - Дедушка, дай скрипку. Я хочу, как Сверчок! И тут я понял, что малыш, которого я только, только начал обучать игре в шахматы, теперь всех нас научит играть Моцарта на скрипке. Придётся-таки снять со стены скрипку, которая провисела на ней тридцать лет.
  • Надежда Парфенова

    Ура!!! Теперь и Мариинский театр имеет у себя Прекрасное Пикколо!!! Рады за всех: детей, взрослых, театр, замечательную ведущую!!! Спасибо!!!