18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

raduga isskustva


muzuka jivopis slovo


muzuka jivopis slova

Музыка, живопись, слово.

Вспоминаю детство. В нашей семье была любима игра-угадайка. Мама часто слушала радио Орфей. Иногда, поймав какую-нибудь музыку не сначала, старалась отгадать – что за композитор, что за произведение? Мы с сестрой в такие моменты любили оказаться рядом и включиться в игру. Отгадывала мама, мы были ещё слишком малы для этого, хотя и были уже знакомы с именами и музыкой самых известных классиков.

Но, тем не менее, мы всегда с радостью и удовольствием прислушивались к угадайке и маминым рассуждениям вслух. Это было захватывающе, как детектив, линии которого надо привести к одному знаменателю. «Похоже на Бетховена. Но более изящно. Более ранняя эпоха. Моцарт или Гайдн. Ближе к Гайдну. Симфонический оркестр – значит симфония. Музыка медленная, - вероятно, вторая часть». Потом, затаив дыхание, включали радио погромче, перебивая друг друга с сестрой: «Тише ты, не услышим диктора, тише!» «А вдруг не объявят?!», - и слушали название произведения. Какое же было наше ликование, если мама оказывалась права!

Классическую музыку слушать не так-то просто. К этому надо постепенно приучать свои уши, так же, как понимать и ценить поэзию, живопись. Помню, что в консерваторские годы я очень увлекалась поэзией. Девушка-пианистка, с которой я жила в общежитии в одной комнате, видя это, как-то раз попросила меня: «Я не умею читать стихи, научи ». Она брала в руки книгу, читала поэзию, но не чувствовала её, оставалась к ней равнодушна, потому что, вероятно, в детстве ей не привили любовь к этому замечательному виду искусства.

Уметь слушать музыку… Помню, что и у меня, выросшей в музыкальной семье, не всегда это получалось. Шуберта, Моцарта, Шопена я могла слушать легко и радостно, всё было на слуху, потому что всё время лилось из маминой комнаты. Но вдруг появилась «Пиковая дама» Чайковского. Послушав несколько толстых виниловых пластинок оперы первый раз, еле досидела до конца. Показалось долго, запутанно, даже скучновато. Мама посоветовала: «Послушай ещё два раза!» Заставила себя послушать. И музыка становилась всё более знакомой, ясной, а после третьего и четвёртого раза уже потрясала, особенно четвёртая картина, моя любимая, в спальне у графини. А сколько раз потом я слышала её в театре! Сейчас «Пиковая дама» - моя любимая опера. Знаю её наизусть.

Говорят, научившись одному иностранному языку, будешь легче изучать второй. То же касается и разных видов искусства. Если в детстве ребёнок привит хорошей музыкой, то он не пройдёт мимо поэзии и живописи. Музыка обогатит для ребёнка их понимание! Снова хочу привести пример из личного опыта. Лет в десять мне в руки попалась репродукция картины «Остров мёртвых» Бёклина, и я решила её перерисовать.

Начинаю рисовать мрачный романтичный остров, лодку, подъезжающую к нему, но что-то не идёт изнутри меня, получается пустое копирование. Вспоминаю, что у нас в домашней фонотеке была пластинка «Острова мёртвых» Рахманинова. Нахожу её и ставлю. И вдруг чувствую потрясение. Мощь симфонической музыки заставляет звучать картину, поднимает её, наполняет её внутренним смыслом и вибрацией! А попав на похожие острова – остров в парке Монрепо под Выборгом и остром Сан - Микеле в Венеции, я будила в себе воспоминания о симфонической картине Рахманинова и картине Бёклина!

Так взаимосвязь разных видов искусства, преломляясь через нас, преображает для нас мир, делая его более многогранным, выпуклым, объёмным, заставляет нас по-настоящему чувствовать: страдать, радоваться, грустить.

Посмотрите мультипликационную фантазию Юрия Норштейна на тему "Времен года" П.И. Чайковского (СССР 1969г).

Фильм награждён государственной премией РСФСР - Серебряный Пеликан. Очень красивый мультфильм, особенно вкупе с вечной музыкой! Мультфильм - состояние, заставляющий чувствовать, вживаться, воображать, фантазировать. Кружевной, ажурный, воздушный. Смотришь его - и так хочется взять кисть, краски, бумагу и нарисовать такое же чудо.

Попробуйте нарисовать образы Норштейна вместе с малышом! Только рисуйте непременно под музыку Чайковского. Тогда вдохновения будет вдвое больше, а результат будет значительно красивее! Для малыша 3-7 очень важна связь музыки, визуального ряда и слова. Поэтому если вы с ним ещё и выучите стихотворение на тему тройки или других зимних образов, будет чудесно. Триединство видов искусств использует и «Пикколо» в своём цикле «Музыка песчаных сказок». И знает на опыте, что ребёнок после подобных концертов уходит, просто пронизанный искусством.

Когда год назад я побывала в Москве в гостях у Юрия Норштейна в его крохотной студии, то первое, что увидела, – множество детских рисунков по стенам на темы его мультфильмов. Попробуйте нарисовать образы Норштейна и вы с вашими детьми!

Рисуйте музыку! Читайте стихи! И тогда мир раскроется для вас всеми цветами радуги!

 

 

 Ольга Пикколо

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Алена Самаль

    Здравствуйте, Ольга и организаторы концертов Пикколо! Мне кажется, вы получаете достаточно отзывов от родителей о том, как нравятся ваши концерты детям. Я, конечно, не исключение - моя дочка всегда с радостью едет на ваш концерт, ждет его, даже хвастается друзьям! Во время выступлений она так увлекается, сидя в первом ряду, что может встать со стула и начать танцевать. Иногда я опасаюсь, что она подойдет вплотную к вам и начнет повторять ваши слова)) Конечно, мне очень нравится такая ее реакция! И мы стараемся привлекать к посещению ваших концертов друзей, приятелей - чтобы поделиться радостью, так сказать. Но особенно я хочу поблагодарить вас за то, что, несмотря на ориентированность на детей, вы позволяете родителям расслабиться. Я сама получаю огромное удовольствие от живой музыки, от мелодичного вашего голоса, от прекрасной песочной анимации, от обстановки и атмосферы. К сожалению, в наш сумасшедший по темпу жизни век не всегда есть возможность самим посетить концерт классической музыки, расслабиться и послушать сказку (уж тем более). А взять с собой ребенка можно не на каждый концерт. В данном случае очень хорошо, что ребенок может взять с собой родителей - и им не будет скучно или неинтересно! Я действительно наслаждаюсь вашими детскими концертами, сама, лично, даже с некоторым упоением! И за это вам тоже огромное спасибо! Желаю вам сохранить уникальность "Пикколо"! Успехов!
  • Анна Ремез

    Пусть вас не настораживает академичное слово «лекторий». Это интерактивный концерт, цель которого — пробудить у пока еще неискушенного зрителя интерес к театру и классической музыке. Поэтому дети здесь не только слушают фрагменты известных произведений и узнают, из каких частей состоят скрипка, гусли, тромбон или кларнет, но и сами принимают участие в представлении. «На что похожа вот эта часть нашего фагота?» — спрашивает аудиторию руководитель «Пикколо», музыковед Ольга Пикколо. «На крючок!», «На вопросительный знак!» — наперебой отвечают зрители. В следующую минуту они слышат, как с помощью этого самого «крючка» рождается мелодия, а затем с радостью узнавания подсказывают ведущей, на чем поехала во дворец Золушка и что носят на голове гномы. Юные завсегдатаи лектория уже к третьему занятию щеголяют волшебными словами «мундштук» и «камертон» и уверенно угадывают названия исполняемых произведений.
  • Дарья Мельниченко

    Спасибо Ольге Пикколо, замечательным музыкантам и художнику, и Мариинскому театру за спектакль "Синяя птица"! Впечатлил своей красотой и глубиной. Прекрасно подобранная и ярко исполненная музыка оставила след в душе. Картины, которые создавались вслед за рассказом завораживали. Сама сказка философская, заставила задуматься. Вышла из зала под большим впечатлением. Браво! Директор музыкальной школы "Виртуозы" Мельниченко Дарья Александровна
  • Лопатина Оксана

    Большое спасибо Вам за прекрасное музыкальное занятие «Пикколо». Я до сих пор под очень большим впечатлением и Алиса тоже вспоминает наш поход. Ваше занятие оказалось таким, о котором я мечтала, и которое я не могла найти в течении последних трех лет в Москве. К общим впечатлениям примешалось чувство, что произошло что-то неправдоподобное, думаю это и есть чудо. Для меня взрослого человека, так и было. Если бы Вы были в Москве, конечно мы ходили бы на все занятия, но к огромному сожалению, это пока не так. В Вашем занятии было все прекрасно, и надо всем витал петербургский дух высокой культуры, которого я до сих пор ни разу не уловила в Москве. На Вашем концерте другие дети. Алиса совершенно другая, и я боялась, что она не впишится в Вашу аудиторию. Она не знает как себя вести на таких занятиях. Вы большой профессионал, это внушает огромное уважение и счастье от соприкосновения с искусством, которое Вы адаптируете для детей.