18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

raduga isskustva


muzuka jivopis slovo


muzuka jivopis slova

Музыка, живопись, слово.

Вспоминаю детство. В нашей семье была любима игра-угадайка. Мама часто слушала радио Орфей. Иногда, поймав какую-нибудь музыку не сначала, старалась отгадать – что за композитор, что за произведение? Мы с сестрой в такие моменты любили оказаться рядом и включиться в игру. Отгадывала мама, мы были ещё слишком малы для этого, хотя и были уже знакомы с именами и музыкой самых известных классиков.

Но, тем не менее, мы всегда с радостью и удовольствием прислушивались к угадайке и маминым рассуждениям вслух. Это было захватывающе, как детектив, линии которого надо привести к одному знаменателю. «Похоже на Бетховена. Но более изящно. Более ранняя эпоха. Моцарт или Гайдн. Ближе к Гайдну. Симфонический оркестр – значит симфония. Музыка медленная, - вероятно, вторая часть». Потом, затаив дыхание, включали радио погромче, перебивая друг друга с сестрой: «Тише ты, не услышим диктора, тише!» «А вдруг не объявят?!», - и слушали название произведения. Какое же было наше ликование, если мама оказывалась права!

Классическую музыку слушать не так-то просто. К этому надо постепенно приучать свои уши, так же, как понимать и ценить поэзию, живопись. Помню, что в консерваторские годы я очень увлекалась поэзией. Девушка-пианистка, с которой я жила в общежитии в одной комнате, видя это, как-то раз попросила меня: «Я не умею читать стихи, научи ». Она брала в руки книгу, читала поэзию, но не чувствовала её, оставалась к ней равнодушна, потому что, вероятно, в детстве ей не привили любовь к этому замечательному виду искусства.

Уметь слушать музыку… Помню, что и у меня, выросшей в музыкальной семье, не всегда это получалось. Шуберта, Моцарта, Шопена я могла слушать легко и радостно, всё было на слуху, потому что всё время лилось из маминой комнаты. Но вдруг появилась «Пиковая дама» Чайковского. Послушав несколько толстых виниловых пластинок оперы первый раз, еле досидела до конца. Показалось долго, запутанно, даже скучновато. Мама посоветовала: «Послушай ещё два раза!» Заставила себя послушать. И музыка становилась всё более знакомой, ясной, а после третьего и четвёртого раза уже потрясала, особенно четвёртая картина, моя любимая, в спальне у графини. А сколько раз потом я слышала её в театре! Сейчас «Пиковая дама» - моя любимая опера. Знаю её наизусть.

Говорят, научившись одному иностранному языку, будешь легче изучать второй. То же касается и разных видов искусства. Если в детстве ребёнок привит хорошей музыкой, то он не пройдёт мимо поэзии и живописи. Музыка обогатит для ребёнка их понимание! Снова хочу привести пример из личного опыта. Лет в десять мне в руки попалась репродукция картины «Остров мёртвых» Бёклина, и я решила её перерисовать.

Начинаю рисовать мрачный романтичный остров, лодку, подъезжающую к нему, но что-то не идёт изнутри меня, получается пустое копирование. Вспоминаю, что у нас в домашней фонотеке была пластинка «Острова мёртвых» Рахманинова. Нахожу её и ставлю. И вдруг чувствую потрясение. Мощь симфонической музыки заставляет звучать картину, поднимает её, наполняет её внутренним смыслом и вибрацией! А попав на похожие острова – остров в парке Монрепо под Выборгом и остром Сан - Микеле в Венеции, я будила в себе воспоминания о симфонической картине Рахманинова и картине Бёклина!

Так взаимосвязь разных видов искусства, преломляясь через нас, преображает для нас мир, делая его более многогранным, выпуклым, объёмным, заставляет нас по-настоящему чувствовать: страдать, радоваться, грустить.

Посмотрите мультипликационную фантазию Юрия Норштейна на тему "Времен года" П.И. Чайковского (СССР 1969г).

Фильм награждён государственной премией РСФСР - Серебряный Пеликан. Очень красивый мультфильм, особенно вкупе с вечной музыкой! Мультфильм - состояние, заставляющий чувствовать, вживаться, воображать, фантазировать. Кружевной, ажурный, воздушный. Смотришь его - и так хочется взять кисть, краски, бумагу и нарисовать такое же чудо.

Попробуйте нарисовать образы Норштейна вместе с малышом! Только рисуйте непременно под музыку Чайковского. Тогда вдохновения будет вдвое больше, а результат будет значительно красивее! Для малыша 3-7 очень важна связь музыки, визуального ряда и слова. Поэтому если вы с ним ещё и выучите стихотворение на тему тройки или других зимних образов, будет чудесно. Триединство видов искусств использует и «Пикколо» в своём цикле «Музыка песчаных сказок». И знает на опыте, что ребёнок после подобных концертов уходит, просто пронизанный искусством.

Когда год назад я побывала в Москве в гостях у Юрия Норштейна в его крохотной студии, то первое, что увидела, – множество детских рисунков по стенам на темы его мультфильмов. Попробуйте нарисовать образы Норштейна и вы с вашими детьми!

Рисуйте музыку! Читайте стихи! И тогда мир раскроется для вас всеми цветами радуги!

 

 

 Ольга Пикколо

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Анна Орлова

    Сегодня, 7 января, мы с сыном , профессиональным музыкантом, посмотрели спектакль СИНЯЯ ПТИЦА в Мариинском концертном зале. Ну чем, думала я, можно меня, видавшую столько всего удивительного в театрах, чем можно меня удивить, в самом деле? И я, мы удивились ! Красота, лаконичность, простота, искренность, хороший вкус и стиль спектакля во всем, свет, исполнительское мастерство! И даже сидя на балконе мы и все зрители рядом с нами, маленькие и большие, смотрели и слушали с большим интересом. Хожу весь день под впечатлением. Спасибо. Вот такие произведения западают в души маленьких зрителей навсегда.
  • Юля Загорская

    Загадочная фея Ольга, добрый вечер. Примите слова благодарности за то, что позволили нам войти в удивительный музыкальный мир Пикколо! Мне кажется, что я всегда Вас знала, слушала. А когда Вы сегодня сказали про Детскую филармонию в городе Петрозаводске все ниточки сплелись в один клубок. В 1993 году я поступила учиться в Республиканскую школу искусств города Петрозаводска. Мы учились музыке при Петрозаводской консерватории, а в 1995 году я поступила в консерваторию. Вы удивительный, глубокий и вдохновенный человек. Два прошедших семинара, как глоток живительной воды. Это огромный опыт который пригодится мне в качестве музыканта, мамы, педагога. Сколько радости и смысла несут встречи с Вами. Спасибо Вам, Ольга, за мечту и вдохновение!
  • АНАСТАСИЯ ПОВОЛОЦКАЯ, мама Вики, 6 лет

    Зимний лагерь закончился, мы вернулись на работу, дети в сады и школы, но эмоции и впечатления до сих пор не покидают нас - так их было много и такие они были яркие. Мы с дочкой Викой провели замечательную, незабываемую неделю в сказке под названием «Зимний лагерь Пикколо». Поехать решили довольно спонтанно, слышали хорошие отзывы о летнем лагере, зимой захотелось не прерывать занятия музыкой на каникулах и дать ребенку какой-то новый толчок к занятиям, добавить мотивации. Честно скажу, мы знали только то, что там будет Ольга Пикколо (которую мы знали, как организатора и ведущую лектория Пикколо) и занятия блок-флейтой. Предварительного знакомства с остальным преподавательским составом и с детьми, которые будут в лагере, у нас практически не было. Моей дочери Вике 6 лет, она довольно легко сходится с людьми, но к преподавателям иногда относится с опаской, стесняется и необходимо время, чтобы она привыкла, раскрылась. И что же я увидела там? В первый же день занятий мой ребенок самозабвенно поет на хоре у Ольги, причем так, словно они знакомы уже не первый год, и понимают друг друга с полуслова. Занятие длительностью почти час, пролетело, как одно мгновенье, дети явно не хотели уходить. Ладно, подумала я, это же Ольга, высокий профессионал своего дела, и так было понятно, что детям с ней понравится заниматься, она сможет увлечь любого. Вот следующим в расписании первого дня стояло Сольфеджио, новый предмет для ребенка, да еще и с новым преподавателем. Светлана Николаевна на вид дама строгая, 25 лет преподавательского стажа, все серьезно, подумала я. Дети и мамы сели, как мышки. Светлана Николаевна раздала нотные тетрадки и говорит: «Только ноты пишем аккуратно, черточками, а не жирными бубликами, или плюшками». Смотрю дети стали подхихикивать, как это плюшками или бубликами ноты писать, обстановка мгновенно разрядилась и вот мы уже пляшем под «По малину в сад пойдем..» и разучиваем, что такое музыкальная фраза. Серьезный материал, который дается в форме игры (дети поют, играют, смеются) приносит свои плоды, уже на втором занятии ребенок отлично ориентируется в понятиях секунды и терции. Как? Не знаю, у меня ответа нет, только поймала себя на мысли, что сама сижу, чуть не рот открыв, и слушаю историю про музыкальные интервалы. Сначала, казалось, что два занятия в день хором с сольфеджио это, вообще говоря, много для ребенка, но с учетом того, что материал дается исключительно в форме СКАЗКИ, то дети готовы слушать их целый день. 
  • Анна Рапопорт

    Мои сыновья растут вместе с «Пикколо». Они начинали с цикла концертов о музыкальных инструментах в камерных музейных залах, затем знакомились с композиторами и вот уже третий раз приходят на песочные сказки в Мариинку-2 и Мариинку-3 (Концертный зал). Живая классическая музыка стала для них, современных петербургских мальчиков, неотъемлемой частью детства. И я не могу себе представить другого пути к великой музыке. Ольга Пикколо и ее музыканты словно берут каждого ребенка за руку и аккуратно, тактично, изящно и элегантно приводят его к этому огромному и неизвестному морю. В других обстоятельствах, с другими «проводниками» можно было бы испугаться и навсегда отвернуться от музыки. А с Ольгой музыку хочется слушать, хочется узнавать, хочется любить. И хотя мои дети не занимаются в музыкальных школах и не планируют это делать, музыка давно вошла в их сердца и, я надеюсь, останется там надолго, а через пару лет приведет их на взрослые музыкальные спектакли и концерты на главные музыкальные сцены города. «Синяя птица» безупречна. Автор, Ольга Пикколо, сумела рассказать эту непростую, наполненную философскими метафорами притчу Метерлинка, очень по-детски – но без упрощений, выделив самые главные смыслы и точно сформулировав их в финале: «Счастья не становится много, если им поделиться». При этом в спектакле нет никаких нравоучений, назидательности, и к этой, ключевой, мысли нас подводят не только слова ведущей, но и всё музыкально-сценическое действо. Идеально подобрана музыка – небольшие фрагменты перетекают друг в друга и создается впечатление единого музыкального полотна. Алексей Чижик, Полина Фрадкина и Йоэль Гонсалес играют так слаженно, так красиво, что дети считают их единым оркестром. Особенно хочется отметить игру на шумовых и ударных инструментах: в детском спектакле именно эта группа притягивает к себе особое внимание, а Йоэль Гонсалес играет с невероятным воодушевлением, выдумкой, с улыбкой на лице. Сидевшая рядом со мной девочка после спектакля просила у мамы разрешения подойти и обнять дядю, который «играл гром»... >>>