18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

raduga isskustva


muzuka jivopis slovo


muzuka jivopis slova

Музыка, живопись, слово.

Вспоминаю детство. В нашей семье была любима игра-угадайка. Мама часто слушала радио Орфей. Иногда, поймав какую-нибудь музыку не сначала, старалась отгадать – что за композитор, что за произведение? Мы с сестрой в такие моменты любили оказаться рядом и включиться в игру. Отгадывала мама, мы были ещё слишком малы для этого, хотя и были уже знакомы с именами и музыкой самых известных классиков.

Но, тем не менее, мы всегда с радостью и удовольствием прислушивались к угадайке и маминым рассуждениям вслух. Это было захватывающе, как детектив, линии которого надо привести к одному знаменателю. «Похоже на Бетховена. Но более изящно. Более ранняя эпоха. Моцарт или Гайдн. Ближе к Гайдну. Симфонический оркестр – значит симфония. Музыка медленная, - вероятно, вторая часть». Потом, затаив дыхание, включали радио погромче, перебивая друг друга с сестрой: «Тише ты, не услышим диктора, тише!» «А вдруг не объявят?!», - и слушали название произведения. Какое же было наше ликование, если мама оказывалась права!

Классическую музыку слушать не так-то просто. К этому надо постепенно приучать свои уши, так же, как понимать и ценить поэзию, живопись. Помню, что в консерваторские годы я очень увлекалась поэзией. Девушка-пианистка, с которой я жила в общежитии в одной комнате, видя это, как-то раз попросила меня: «Я не умею читать стихи, научи ». Она брала в руки книгу, читала поэзию, но не чувствовала её, оставалась к ней равнодушна, потому что, вероятно, в детстве ей не привили любовь к этому замечательному виду искусства.

Уметь слушать музыку… Помню, что и у меня, выросшей в музыкальной семье, не всегда это получалось. Шуберта, Моцарта, Шопена я могла слушать легко и радостно, всё было на слуху, потому что всё время лилось из маминой комнаты. Но вдруг появилась «Пиковая дама» Чайковского. Послушав несколько толстых виниловых пластинок оперы первый раз, еле досидела до конца. Показалось долго, запутанно, даже скучновато. Мама посоветовала: «Послушай ещё два раза!» Заставила себя послушать. И музыка становилась всё более знакомой, ясной, а после третьего и четвёртого раза уже потрясала, особенно четвёртая картина, моя любимая, в спальне у графини. А сколько раз потом я слышала её в театре! Сейчас «Пиковая дама» - моя любимая опера. Знаю её наизусть.

Говорят, научившись одному иностранному языку, будешь легче изучать второй. То же касается и разных видов искусства. Если в детстве ребёнок привит хорошей музыкой, то он не пройдёт мимо поэзии и живописи. Музыка обогатит для ребёнка их понимание! Снова хочу привести пример из личного опыта. Лет в десять мне в руки попалась репродукция картины «Остров мёртвых» Бёклина, и я решила её перерисовать.

Начинаю рисовать мрачный романтичный остров, лодку, подъезжающую к нему, но что-то не идёт изнутри меня, получается пустое копирование. Вспоминаю, что у нас в домашней фонотеке была пластинка «Острова мёртвых» Рахманинова. Нахожу её и ставлю. И вдруг чувствую потрясение. Мощь симфонической музыки заставляет звучать картину, поднимает её, наполняет её внутренним смыслом и вибрацией! А попав на похожие острова – остров в парке Монрепо под Выборгом и остром Сан - Микеле в Венеции, я будила в себе воспоминания о симфонической картине Рахманинова и картине Бёклина!

Так взаимосвязь разных видов искусства, преломляясь через нас, преображает для нас мир, делая его более многогранным, выпуклым, объёмным, заставляет нас по-настоящему чувствовать: страдать, радоваться, грустить.

Посмотрите мультипликационную фантазию Юрия Норштейна на тему "Времен года" П.И. Чайковского (СССР 1969г).

Фильм награждён государственной премией РСФСР - Серебряный Пеликан. Очень красивый мультфильм, особенно вкупе с вечной музыкой! Мультфильм - состояние, заставляющий чувствовать, вживаться, воображать, фантазировать. Кружевной, ажурный, воздушный. Смотришь его - и так хочется взять кисть, краски, бумагу и нарисовать такое же чудо.

Попробуйте нарисовать образы Норштейна вместе с малышом! Только рисуйте непременно под музыку Чайковского. Тогда вдохновения будет вдвое больше, а результат будет значительно красивее! Для малыша 3-7 очень важна связь музыки, визуального ряда и слова. Поэтому если вы с ним ещё и выучите стихотворение на тему тройки или других зимних образов, будет чудесно. Триединство видов искусств использует и «Пикколо» в своём цикле «Музыка песчаных сказок». И знает на опыте, что ребёнок после подобных концертов уходит, просто пронизанный искусством.

Когда год назад я побывала в Москве в гостях у Юрия Норштейна в его крохотной студии, то первое, что увидела, – множество детских рисунков по стенам на темы его мультфильмов. Попробуйте нарисовать образы Норштейна и вы с вашими детьми!

Рисуйте музыку! Читайте стихи! И тогда мир раскроется для вас всеми цветами радуги!

 

 

 Ольга Пикколо

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Светлана Аристархова

    Ольга, добрый день, Огромное спасибо за концерты, которые мы имели счастье посетить в течение года, все такие непохожие друг на друга, при этом каждый оставил след в нашем сердце. Даже не могу сказать какой понравился больше, но могу точно сказать, что не было ни одного концерта, который бы нам не понравился. В следующем году с удовольствием продолжим посещение! И так грустно делать перерыв на лето. "Пикколо" уже стал частичкой нашей жизни. И отдельное спасибо хочу сказать лично от себя, я сама получаю неимоверное наслаждение от музыки, которую слышу на концертах.
  • Софья Федорова

    Любимый детский лекторий Пикколо!,"Встреча с Маленьким Принцем" в Концертном зале Мариинского театра.Спасибо огромное,это был уникальный опыт восприятия для ребенка и меня, по коже мурашки бежали не один раз.гениальное прочтение гениальной сказки!)мое мнение-лучший спектакль Пикколо!).Может быть и сам Маленький Принц появится позже в этом спектакле?мне кажется-детям стало бы еще интереснее смотреть на своего ровесника на сцене в его роли.. PS.конечно,зря родители привели детей младше 6-ти лет.нет,они совсем не мешали зрителям по-старше,но явно заскучали,и родители,наверное,остались этому недовольны.Рекомендую для ребят по-старше-больше поймут и получат.Все-таки,"каждому овощу свое время")) Музыканты-прелесть!Браво!))А в Алексея Чижика мы давно и прочно влюблены!))
  • Nadezda Khakhulina

    Всегда знала, что есть на свете педагоги "от Бога"... Вот такого светлого, мудрого,суперпрофессионального преподавателя по музыкальной грамоте "Звенящие голоса" ,Светлану Николаевну,повезло встретить на своем жизненном пути моему внуку, Филиппу. Столько интересного и полезного для ребенка в возрасте 3г.10 мес. мало где можно получить, час занятий пролетает как один миг. Кстати, я сама, человек очень далекий от музыки, присутствуя на занятиях вместе с ребенком, получаю новые знания и позитивные эмоции... Браво, Свет-ла-на Ни-ко-ла-ев-на!)))
  • К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов

    Петербургский писатель Александр Мелехов заметил, что человек отличается от высокоразвитого животного лишь одним: он способен отдать много времени и затратить большие усилия на решение задач, которые заведомо не принесут ему и его окружению материальных благ. По существу, это определение характеризует не "узконосого примата", а творческую личность. Фантазия, эмоциональность, интерес и любовь к творческим поискам - встреча с этими ценностями в спектакле "Маленький принц" подобна свежему воздуху. Как важно в наше время увидеть прекрасное в личности из незнакомого мира! После спектакля на душе светло и чувствуется прилив сил. Спасибо всем участникам этой неординарной работы. С уважением, К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов, ВНИИМ им.Д.И.Менделеева, Санкт-Петербург