17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

raduga isskustva


muzuka jivopis slovo


muzuka jivopis slova

Музыка, живопись, слово.

Вспоминаю детство. В нашей семье была любима игра-угадайка. Мама часто слушала радио Орфей. Иногда, поймав какую-нибудь музыку не сначала, старалась отгадать – что за композитор, что за произведение? Мы с сестрой в такие моменты любили оказаться рядом и включиться в игру. Отгадывала мама, мы были ещё слишком малы для этого, хотя и были уже знакомы с именами и музыкой самых известных классиков.

Но, тем не менее, мы всегда с радостью и удовольствием прислушивались к угадайке и маминым рассуждениям вслух. Это было захватывающе, как детектив, линии которого надо привести к одному знаменателю. «Похоже на Бетховена. Но более изящно. Более ранняя эпоха. Моцарт или Гайдн. Ближе к Гайдну. Симфонический оркестр – значит симфония. Музыка медленная, - вероятно, вторая часть». Потом, затаив дыхание, включали радио погромче, перебивая друг друга с сестрой: «Тише ты, не услышим диктора, тише!» «А вдруг не объявят?!», - и слушали название произведения. Какое же было наше ликование, если мама оказывалась права!

Классическую музыку слушать не так-то просто. К этому надо постепенно приучать свои уши, так же, как понимать и ценить поэзию, живопись. Помню, что в консерваторские годы я очень увлекалась поэзией. Девушка-пианистка, с которой я жила в общежитии в одной комнате, видя это, как-то раз попросила меня: «Я не умею читать стихи, научи ». Она брала в руки книгу, читала поэзию, но не чувствовала её, оставалась к ней равнодушна, потому что, вероятно, в детстве ей не привили любовь к этому замечательному виду искусства.

Уметь слушать музыку… Помню, что и у меня, выросшей в музыкальной семье, не всегда это получалось. Шуберта, Моцарта, Шопена я могла слушать легко и радостно, всё было на слуху, потому что всё время лилось из маминой комнаты. Но вдруг появилась «Пиковая дама» Чайковского. Послушав несколько толстых виниловых пластинок оперы первый раз, еле досидела до конца. Показалось долго, запутанно, даже скучновато. Мама посоветовала: «Послушай ещё два раза!» Заставила себя послушать. И музыка становилась всё более знакомой, ясной, а после третьего и четвёртого раза уже потрясала, особенно четвёртая картина, моя любимая, в спальне у графини. А сколько раз потом я слышала её в театре! Сейчас «Пиковая дама» - моя любимая опера. Знаю её наизусть.

Говорят, научившись одному иностранному языку, будешь легче изучать второй. То же касается и разных видов искусства. Если в детстве ребёнок привит хорошей музыкой, то он не пройдёт мимо поэзии и живописи. Музыка обогатит для ребёнка их понимание! Снова хочу привести пример из личного опыта. Лет в десять мне в руки попалась репродукция картины «Остров мёртвых» Бёклина, и я решила её перерисовать.

Начинаю рисовать мрачный романтичный остров, лодку, подъезжающую к нему, но что-то не идёт изнутри меня, получается пустое копирование. Вспоминаю, что у нас в домашней фонотеке была пластинка «Острова мёртвых» Рахманинова. Нахожу её и ставлю. И вдруг чувствую потрясение. Мощь симфонической музыки заставляет звучать картину, поднимает её, наполняет её внутренним смыслом и вибрацией! А попав на похожие острова – остров в парке Монрепо под Выборгом и остром Сан - Микеле в Венеции, я будила в себе воспоминания о симфонической картине Рахманинова и картине Бёклина!

Так взаимосвязь разных видов искусства, преломляясь через нас, преображает для нас мир, делая его более многогранным, выпуклым, объёмным, заставляет нас по-настоящему чувствовать: страдать, радоваться, грустить.

Посмотрите мультипликационную фантазию Юрия Норштейна на тему "Времен года" П.И. Чайковского (СССР 1969г).

Фильм награждён государственной премией РСФСР - Серебряный Пеликан. Очень красивый мультфильм, особенно вкупе с вечной музыкой! Мультфильм - состояние, заставляющий чувствовать, вживаться, воображать, фантазировать. Кружевной, ажурный, воздушный. Смотришь его - и так хочется взять кисть, краски, бумагу и нарисовать такое же чудо.

Попробуйте нарисовать образы Норштейна вместе с малышом! Только рисуйте непременно под музыку Чайковского. Тогда вдохновения будет вдвое больше, а результат будет значительно красивее! Для малыша 3-7 очень важна связь музыки, визуального ряда и слова. Поэтому если вы с ним ещё и выучите стихотворение на тему тройки или других зимних образов, будет чудесно. Триединство видов искусств использует и «Пикколо» в своём цикле «Музыка песчаных сказок». И знает на опыте, что ребёнок после подобных концертов уходит, просто пронизанный искусством.

Когда год назад я побывала в Москве в гостях у Юрия Норштейна в его крохотной студии, то первое, что увидела, – множество детских рисунков по стенам на темы его мультфильмов. Попробуйте нарисовать образы Норштейна и вы с вашими детьми!

Рисуйте музыку! Читайте стихи! И тогда мир раскроется для вас всеми цветами радуги!

 

 

 Ольга Пикколо

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Юлия Милешкина

    Моей дочке 5,5 лет, она с удовольствием ходит на концерт. Восхищает доступность ( произведения короткие и детские), интерактивность ( все можно потрогать) и возможность с 2-3 метров наблюдать за музыкантами, что позволяет ребенку быть полностью включенным.. Она мне говорит, мне очень нравится, давай на следующий год купим.. Меня смутило только одно. Концерты позициионируются как мероприятия от 3 до 8 лет ( если не путаю верхнюю границу) . По моим ощущениям , скорее возраста не границы присутствующих на концерте от 1,5 лет до 4. Большая часть. Например, детей в возрасте 5-6 лет , мало, это скорее старшие братья - сестры, чем отдельная группа. Я хотела предложить может быть еще разделение по возрастам: от 1 до 4, от 4 до 7. Потому что задания менее интересны детям постарше. И некоторые формы объяснения ориентированнее на совсем маленьких слушателей, что снижает познавательную активность других детей. Хотелось бы видеть больше ровесников на концертах
  • Татьяна Иванова, мама шестилетней Кати Ивановой

    Закончилась первая неделя лагеря Пикколо. На душе и грусть, и радость. Грусть - от того, что разъехались многие друзья, приобретенные в Пикколо, радость - от того, что впереди у нас целая неделя праздника Музыки в лагере, так как мы остаемся на вторую неделю! Для меня Пикколо – это всегда высокое качество и Сказка! Всю неделю в лагере царила необыкновенно теплая волшебная атмосфера. Это результат тесного взаимодействия наших замечательных педагогов - Ольги Пикколо и Светланы Николаевны, организатора лагеря с финской стороны - Виктории, а также детей и родителей. Дети очень подружились, плакали, когда расставались… Родители нашли единомышленников, все приглашают друг друга в гости, это очень трогательно. Многие дети в лагере были новичками в музыке. Эта музыкальная неделя развеяла у их родителей сомнения о том, стоит ли детям заниматься музыкой – все собираются продолжать! Это, на мой взгляд, очень важное достижение лагеря! Не менее интересно было детям, которые уже кое-что умеют. Для них были созданы очень органичные условия, позволяющие показать свои умения и получить углубленные знания у наших педагогов. А еще в лагере я поняла, какие мы счастливые, что живем в Санкт-Петербурге, где у нас есть возможность развивать своих детей при поддержке очень профессиональных преподавателей, влюбленных в свое дело. К сожалению, не везде есть такие возможности. Огромная благодарность лагерю Пикколо за возможность детям из разных стран окунуться в музыку в непринужденной обстановке!
  • Надежда Амбросовская

    Позвольте так же выразить огромную благодарность Ольге и всем организаторам и участникам этого проекта ЗА: - настоящих музыкантов вблизи, которых можно спросить,рассмотреть , вдохновиться ими ))br> - музыкантов маленьких, особенно понятных детям.br> - серьезное отношение к детям и повествование, без сюсюканий и искусственности .br> - возможность окунаться в мир музыки и становиться его частицей, участвуя.br> - возможность тут же творить, находясь еще в музыке.br> - посещать места дышащие искусством. Пикколо это восхитительное открытие для нашей семьи, которое радует нас новыми возможностями и проектами! Спасибо! P.S.: br> Недавно за ужином спросила дочь (6лет): - Мам, а мы на все концерты Пикколо ходим?br> - нет..а почему ты спрашиваешь?br> - не хочу пропускать ни одного :)br> - Я тоже! (вторая дочь, 5 лет) А Папа после концерта Э.Грига"не знаю как дочкам, я в восторге когда следующий?"
  • Анна Головкина

    Прошедшие музыкальные выходные начались для меня с открытия четвертого сезона ДМЛ "Пикколо" в Пушкине. Концерт-занятие "Домра, балалайка и контрабас-балалайка в руках одного музыканта" игрался в нашем городе первый раз и был очень тепло встречен публикой. Моя дочь Оля не смогла присутствовать на утреннем концерте и отчаянно переживала, как концерт Пикколо мог пройти без нее? Перефразируя слова Золушки, "это очень вредно - не ездить на концерт, если ты этого заслуживаешь". На наше счастье, именно в те дни, когда в Царском Селе проходят утренние концерты для малышей, любимая и несравненная Элла Борисовна Фрадкина читает свои потрясающие лекции о композиторах в музее-квартире актеров Самойловых в Колокольном переулке, так что свою порцию счастья Оля смогла-таки получить)) Мы очень постарались и успели как раз к началу лекции о Жорже Бизе "Детские игры". Что сказать, я до сих пор под впечатлением. Гениальная музыка, фантастические исполнители, увлекательнейший рассказ лектора поглотили нас и на час унесли в Париж середины 19века. Мы познакомились с сюитой "Детские игры" в исполнении Ивана Александрова, солисты театра "Зазеркалье" спели для нас Хабанеру и куплеты Торреадора, а ученики школы при Консерватории так сыграли на скрипке фрагменты из "Кармен-сюиты", что невозможно было поверить в их юный возраст! Браво! Теперь с нетерпением ждем октября, чтобы послушать лекцию о Ференце Листе. Присоединяйтесь, друзья! Ученикам музыкальных школ периодически нужно напоминать, ради чего все их мучения))