17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Сказка про Скрипку

Автор Генриетта Ляховицкая


I. Фанфары театра
   В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Вечерами, когда театр наполнялся нарядно одетыми людьми, оркестр взволнованно настраивался для выступления. Фанфары торжественно возвещали начало представления. Инструменты выступали со своими номе­рами, расстраивались при неудачах, радовались аплодисментам. Когда люди покидали театр, люстры меняли яркое свечение на нежный лунный свет, а инструменты начинали жить своей особой жизнью.

II. Красавица Скрипка
   Итак... В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка – самая изящная из семейства Струнных. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима-балерина. Одевалась она с самым изысканным вкусом. Её одежды сияли, как отлично отполированное дорогое дерево. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она очень мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Лишь изредка кое-кто осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё было много поклонников. Никто не мог устоять перед её красотой, и никто не мог добиться ответа в холодном сердце красавицы.
   Она была капризна и изнеженна. Дом её был обит внутри шёлком, в спальне лежали бархатные подушки. Каждый день покои окуривались благовонной канифолью. Когда Скрипка выходила на прогулку, её поклонники почтительно кланялись ей. В ответ она томно произносила что-нибудь вроде: "Ах, какая сегодня сырость в воздухе. Боюсь застудить горло." – и удалялась в дом.

III. Фагот и Скрипка
(Дуэт пререканий)
   Инструменты часто собирались вместе. Приходили Альты – двоюродные братья Скрипки. Заглядывала тётушка Виолончель. Она была несколько полновата, но о былом её изяществе напоминало каждое движение. У нее был приятный низкий голос и много подлинного достоинства. Фортепиано даже в гостях беспокоилось о своих чудесных клавишах. Они доставляли много хлопот. Иногда какая-нибудь из клавиш западала и нарушала всю красоту. Приходилось обращаться к врачу, а кому это приятно? Добродушно ворчал по всякому поводу Фагот. Скрипку он находил чересчур надменной, поэтому их беседа порой напоминала дуэт пререканий.

IV. Марш медных духовых
   Слегка самодовольные инструменты из семейства Медных духовых постоянно заботились о том, чтобы какое-нибудь пятнышко не омрачило поверхности их золотистых одеяний. Забывая поговорку "Не всё то золото, что блестит", они почитали себя за чистое золото и очень любили блестящие марши. Звонкие Трубы начинали марш. Его подхватывали прямодушные Тромбоны. Далее следовал золотой ход Валторн. Это было замечательно!

V. Флейта Пикколо
   Деревянные духовые – Гобои, Кларнеты, Флейты – держались чинно, попарно. А вот острая на язык Флейта Пикколо любила посудачить. Она то и дело с любопытством вытягивала головку и кого-нибудь подкалывала, но не слишком зло. Поэтому на неё почти никто не обижался, и многие ценили за остроумие.
   Барабан был строгим блюстителем порядка и следил за соблюдением такта. При нарушениях порядка он как-то особенно стукал по своему гулкому животу, и всё сразу становилось на место. Но случалось такое редко, потому что обычно всё было гармонично в обществе инструментов.

VI. Признание в любви
(Письмо Контрабаса Скрипке)
   Всё было гармонично в обществе инструментов, но вот что произошло однажды. Скромный мужественный Контрабас всем сердцем полюбил красавицу Скрипку. Долго не мог он признаться в этом даже самому себе, но сердцу не прикажешь, и оно не переставало любить. Контрабас прерывисто вздыхал в дальнем углу оркестра и, наконец, решился – написал Скрипке письмо о своей любви к ней, о том, что нет для него никого, о ком бы он столько мечтал, чей образ и пение были бы ему столь же дороги, как облик Скрипки.

VII. Вежливый отказ
(Ответ Скрипки Контрабасу)
   В тот вечер Контрабас играл как никогда. Любовь подняла его искусство до таких высот, что даже равнодушная Скрипка удивилась и, пригласив его в гости, сказала, что тронута его вниманием. Но разве он не знает, – спрашивала она, – как много поклонников добиваются её благосклонности, но она до сих пор никого не полюбила, а уж тем более Контрабас – подумала она про себя – такой огромный и неповоротливый, вряд ли может рассчитывать на её расположение. Да – продолжала Скрипка, – я ценю Ваши чувства, но прошу понять меня… Наши сердца не созвучны… Прошу простить меня, но НЕТ!
   Всё это Скрипка произнесла своим чистым голоском в изысканной манере, свидетельствовавшей о её воспитанности. 0днако этим вежливым отказом она совершенно разбила сердце бедняги Контрабаса. Он печально вздохнул и ушёл, низко опустив голову.

VIII. Прощание Контрабаса
   Кто знает, о чем думал Контрабас, возвращаясь домой. Быть может, вспоминал он звуки голоса Скрипки, или надежду, с которой писал ей своё письмо-признание, а может, прощался навсегда с мечтой о счастье... Неровно и с болью билось его сердце. Вспыхнул ненадолго свет в его окне и погас. Неужели разорвал он все свои струны, упал и умер?! Так или иначе, но Контрабас исчез. В следующие дни место в правом дальнем углу оркестра, крайнее в ряду братьев Контрабаса, пустовало.

IX. Переживания Скрипки и совет Арфы
   Казалось, Скрипка спокойно приняла известие об исчезновении Контрабаса, но, на самом деле, что-то надломилось в ней. Даже неизменно блестящая техника её пения потускнела. Ничто не приносило ей облегчения, не отвлекало от потрясения, даже самые модные и элегантные эфы, которые заказывала она себе у лучших Мастеров, не помогали ей. Наконец, она не выдержала. Поздно ночью, когда многие инструменты уже спокойно спали, выбралась Скрипка из своего уютного дома и побежала к старой волшебнице Арфе. "Я давно жду тебя", – строго и как-то торжественно произнесла Арфа, впуская её в своё странное жилище, – "я знаю, что перед тобой не открываются Заветные двери Искусства. Они закрыты для того, кто не знает жизни, у кого нет души, кто не ведает любви. Если ты хочешь стать настоящим артистом, то должна странствовать по свету три раза по сто лет. Тебе, изнеженной и капризной, будет трудно, но если ты пройдёшь через все испытания, сохранив верность искусству, тебя ждёт признание". Так сказала мудрая Арфа и замолкла.

X. Испытания Скрипки
   Вернувшись домой, Скрипка, не мешкая, собралась в дорогу. В ту же ночь она покинула театр. Да, хрупкая, избалованная Скрипка нашла в себе силы пойти навстречу неведомым испытаниям. Отныне время отсчитывало для неё такт. За неделями потекли недели, за месяцами спешили месяцы, за годами – годы, а годы складывались в столетия.
   В первые сто лет Скрипка узнала одиночество, в котором всегда так много места для раздумий, воспоминаний… Одиночество – суровый и беспощадный учитель – многому научило Скрипку.    Второе столетие она провела в непрерывном, почти непосильном труде. Потускнела её красота, но голос стал наполняться теплом и звучать глубже.
   Тяжелее всего пришлось Скрипке в последние сто лет. Холод сковывал её, делая хрупкими струны, а порой зной так раскалял воздух, что нечем было дышать. Потеряв внешний блеск, она узнала презрение и ненависть, была гонима, но именно среди невзгод научилась Скрипка ценить сострадание, великодушие, любовь. Она обрела душу!

XI. Возвращение в театр
   Через триста лет, почти без сил, Скрипка вернулась в свой театр. Арфа с радостью встретила её, сразу поняв, как изменилась странница. Вечером Скрипка вышла на сцену и запела. Как она пела! Сильный и нежный, глубокий и трепетный её голос разглаживал морщины усталости и горя, соединял любящие сердца в одно большое сердце, а злых делал добрыми. Все слушали её, затаив дыханье, и скромная маленькая певунья всё пела и пела, не ожидая ни платы, ни поклонения. И благодарность согретых сердец исцелила раны, нанесённые ей веками скитаний.


***
С тех самых пор поняли люди – чем дольше живёт скрипка, тем чудеснее она поёт, тем больше её ценят и даже называют Царицей Музыки

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Юлия Блок

    Пикколо -это что-то потрясающее! Это островок культуры в нашей сегодняшней жизни! Это так прекрасно -сознавать, что ты даёшь ребёнку самое лучшее ....! Мы с моими дочками стараемся приходить на концерты как можно чаще, потому что дети действительно ЖДУТ следующего концерта, это стало частью их жизни! Если ребёнок кричит "УРАА" накануне концерта -это о чём-то говорит! о многом говорит! А ведь пришли мы совсем маленькими -2.3 года,- и ведь вначале сидели и ковыряли застёжки на туфельках))) Моих детей научили СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, научили ВЫСТУПАТЬ и даже ..кланяться )) ! Даже дома дочки играют " концерт" - рассаживают игрушки, берут свои детские инструменты - играют и поют своим куклам и мишкам!)) Это невероятно, но некоторые произведения, услышанные на лектории, дети запоминают с одного раза и с лёгкостью потом узнают! А сколько мы узнали нового о музыкальных инструментах, сколько интересных и волшебных историй услышали!! К каждому концерту многие детки рисуют запомнившееся на концерте, малыши делают аппликации, коллажи: насколько это продумано!!! Ведь дети таким образом не только творят, но и закрепляют полученные впечатления и знания. Я хочу сказать огромное преогромное спасибо Ольге Максимовой за моих девочек и за всех детей и их родителей, кто имеет счастье приходить на концерты "Пикколо" !!!
  • Елена Жирова

    Ольга, спасибо Вам огромное за эти эмоции, которые переполняют меня уже второй день:) 27.11 мне посчастливилось попасть на спектакль о Стеклянном Мальчике в Мариинке, где слово перерождалось в звучание музыки и оживало в картинках песочной анимации. Это волшебное действие заворожило весь зал, который был полон детей. Мы зрители прожили весь спектакль вместе с актёрами на одном дыхании. И даже, когда действие закончилось и мы довольные вышли в фойе, то волшебство продолжалось. Шарманщик раздавал всем записки с предсказаниями. Мне тоже вручили такую записку, прочитав которую я поверила в чудеса ещё больше. Улыбнулась и счастливая отправилась домой. Продолжайте дарить нам чудо:)
  • Елена

    В начале октября решили сходить на пробный урок к Светлане Евгеньевне, и остались. Уже поднимаясь по старинной лестнице настраиваешься на встречу с классикой,и в кабинете можно посмотреть сборники произведений композиторов,изданные в середине прошлого века,сколько учеников держали эти страницы в руках...Нашему педагогу удалось сразу "подобрать ключик" к ребёнку. За это время разучено несколько пьесок,идёт работа над постановкой руки.Педагог всегда подбадривает,не забывая при этом,показывать ошибки.Настрой на КАЧЕСТВО!А ещё Светлана Евгеньевна прекрасно поёт,Вере очень нравится.
  • Анна Орлова

    Сегодня, 7 января, мы с сыном , профессиональным музыкантом, посмотрели спектакль СИНЯЯ ПТИЦА в Мариинском концертном зале. Ну чем, думала я, можно меня, видавшую столько всего удивительного в театрах, чем можно меня удивить, в самом деле? И я, мы удивились ! Красота, лаконичность, простота, искренность, хороший вкус и стиль спектакля во всем, свет, исполнительское мастерство! И даже сидя на балконе мы и все зрители рядом с нами, маленькие и большие, смотрели и слушали с большим интересом. Хожу весь день под впечатлением. Спасибо. Вот такие произведения западают в души маленьких зрителей навсегда.