17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Музыкальный словарик

mozart


mozart

 

Слово «композитор» в переводе с латинского языка называет человека, который что-то связывает, соединяет между собой, составляет. В далёкие времена композитором можно было назвать даже того, кто занимался составлением, композицией красивых букетов!

Композитор искусно соединяет ЗВУКИ в единую КОМПОЗИЦИЮ, музыкальное произведение.

Некоторые великие композиторы уже в детстве начинали сочинять музыку. Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт стал композитором, когда ему было всего… четыре года.

Однажды отец застал Вольфганга за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Он перепачкал чернилами всё, что только можно было перепачкать: одежду, руки, лицо, стол. Даже пол вокруг стола был залит чернилами.

Огромные чернильные кляксы покрывали и уже исписанные нотами листы, разбросанные по всему столу. Эти кляксы мальчик спокойно вытирал рукой и поверх них снова писал ноты.

На вопрос отца: «Что ты пишешь?», он уверенно отвечал: «Концерт для клавесина; первая часть уже почти готова».

Леопольд взял исписанные листы и был потрясён до глубины души: перед ним лежал не исполнимый по трудности, но совершенно правильно написанный концерт!

Это было первое произведение будущего великого композитора. Маленький Моцарт был столь одарён, что его называли ВУНДЕРКИНДОМ, чудо-ребёнком.

Маленьким вундеркиндом был в детстве русский композитор Сергей Прокофьев.

Первым преподавателем музыки Серёжи стала его мать. Вот что пишет сам Прокофьев в знаменитой книге о своём детстве – «Автобиографии»: «Музыкальные склонности мои начали проявляться рано, вероятно года в четыре.

Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где–то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена».

«К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.

Первое время, то есть когда мне было семь лет, мать занималась по двадцать минут в день, тщательно следя, чтоб никогда не передерживать сверх урочного времени; потом, годам к девяти, постепенно увеличила до часу».

Еще не зная нот, мальчик пытался играть на рояле свои первые сочинения. В девять лет, под впечатлением первой услышанной оперы («Фауст» Гуно), Сережа сочиняет свою оперу! Сюжет её он придумал сам. Это была опера «Великан» в трех действиях с приключениями и поединками.





 

Очень давно, в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde - струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками - медиаторами, а иногда - ударяя по струне палочками, молоточками.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура. Теперь исполнитель нажимал на клавиши, а они приводили в движение металлические штырьки, похожие на гвоздики. Штырьки касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis - ключ и греческого chorde - струна).

Его ставили на стол и играли стоя.

Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Но был у клавикорда и недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться.

Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, драгоценными породами дерева.

В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Позже расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.

Одновременно с клавикордом возник клавесин. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки - изящные, точеные.

Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или мягко, - ничего не менялось.

Пьесы для клавесина писали композиторы XVII - XVIII веков - клавесинисты: Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Цыганка», «Бабочки», «Курица». Эти изящные небольшие пьесы были в духе того «галантного» времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.

pery-fleyta


krysolov

 

Блок-флейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. Родственные инструменты: свирель, вистл. Во второй половине XIX в. вытеснена поперечной флейтой.

Давным-давно блок-флейта была простой Тростинкой. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка. К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек.

Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла. А вот как о блок-флейте рассказывает одна старинная легенда про Гаммельнского крысолова.

Однажды в город Гаммельн пришли крысы. Они причиняли жителям города неисчислимые бедствия. И вот явился крысолов, взявшийся избавить город от беды. Магистрат заключил с ним договор, по которому обязался выплатить 1000 талеров, если он сумеет избавить город от крыс.

Крысолов заиграл на волшебной флейте и крысы вышли из своих нор, вошли в реку и утонули. Но жадный магистрат не захотел заплатить Крысолову положенную ему сумму. Тогда Крысолов жестоко отплатил жителям Гаммельна: он снова заиграл на своей флейте и все дети послушно пошли с ним и навсегда исчезли иэ Гаммельна.

Рассказывают, что где-то далеко в горах живут счастливые люди, не знающие несправедливости, корысти и несчастий.

Блок-флейта - один из тех музыкальных инструментов, на котором легко научиться играть малышу от 3,5-4 лет. Более полную информацию о блок-флейте смотрите здесь www.blf.ru.

Колёсная лира

 

Колёсная лира (харди-гарди, вьель, органистр, органиструм) - народный струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Французское название Vielle a`roue (колесная скрипка) описывает метод, которым извлекается звук. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.

Над корпусом колёсной лиры натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Колёсная лира - первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура.

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.

Средняя, мелодическая, струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны (2 или 4) — аккомпанирующие, бурдонные, т.е. издающие непрерывный звук, они во время игры не изменяют своей высоты.

Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Среди лирников существовала преемственность. Мальчики 10-12 лет воспитывались под руководством опытных лирников. После 4-5 лет обучения будущий певец должен был сдать экзамен. Оценивалось не только умение исполнять и толковать духовные стихи-притчи, но и самостоятельно сочинять их на заданную тему.

Если юноша сдавал экзамен, то он уже становился полноправным лирником и вместе с другими мог свободно ходить по городам, петь духовные стихи, нести Слово Божие в народ. Это было смыслом жизни лирника.



 

«Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом отношении инструмент», - так говорят о лютне многие музыканты, интересующиеся историей музыкальных инструментов.

Лютня была распространена во всем древнем мире. Лютню считали самым совершенным из всех музыкальных инструментов и называли ее королевой инструментов.

В XV - XVII веках она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный инструмент, и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и даже в оркестрах.

Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара.

Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо «Лютнист», то представляете себе, как выглядит этот инструмент. Корпус лютни напоминает половину дыни или панцырь черепахи, большой по размеру. На широком грифе крепятся колки для натяжения струн.

Нижняя дека, то есть выпуклая часть корпуса, для красоты часто проложена кусочками черного дерева или слоновой кости. Посередине верхней деки - вырез, сделанный в виде красивой звезды или розы. У больших, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три.

Количество струн на лютне бывало разным, от шести до шестнадцати, причем все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, в то время как левая фиксировала их на грифе, удлиняя или укорачивая.

Несколько десятков лет назад казалось, что лютня - инструмент ушедший от нас безвозвратно. Но в последние годы появился интерес к старинной музыке, старинным инструментам. Поэтому теперь в концертах ансамблей старинной музыки вы можете иногда увидеть лютню и ее разновидности - архилютню и теорбу.



 

Виола — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент с ладами на грифе.

Виола явилась предшественницей современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса. По-итальянски «виола» значит цветок. И действительно, виолы, как и цветы, были очень красивы. Мастера украшали инструменты маленькими резными головками с изображением голов людей и животных. Сами виолы делались из ценных материалов.

На виолах играли по-разному. Маленькие виолы держали у плеча и называли виолами да браччо, что значит плечевые. На виолах побольше играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро, — поэтому инструмент приобрёл название виола да гамба, то есть ножная виола.

Благодаря мягкому и нежному звучанию, виолы стали очень любимы во дворцах, где на них играли при мягком тусклом свете свечи музыканты в бархатных камзолах и париках.

Прошло время. На смену небольшим дворцовым комнатам пришли концертные залы. На смену тихому клавесину пришёл рояль с его мощным ярким звуком. И тогда виолы сменились новой дружной семейкой струнных смычковых инструментов. Во главе этой семьи встала самая маленькая из них – скрипка, по-итальянски «виолино», то есть «маленькая виола».

Форма корпуса (или резонансного ящика) виолы напоминает очертания человеческого тела. Корпус имеет верхнюю и нижнюю деку, которые служат для отражения и усиления звука. На верхней расположены резонаторные отверстия (в виде латинской буквы f; не случайно их называют «эфы»). К корпусу крепится шея-гриф. Это длинная узкая пластина, над которой натянуты шесть струн. Для натяжения и настройки струн служат колки; они находятся на головке грифа.

Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутыми конскими волосами. Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу — таким образом он добивается различной высоты звука.

На грифе виолы расположена лесенка из металлических узких пластинок. Они называются ладами и соответствуют разным звукам.

На виоле звук можно извлечь также щипком (этот приём называется пиццикато). При этом исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки.



 

Поначалу шарманкой был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча ящик и начинал размеренно вращать рукоятку шарманки. С шипением и всхлипываниями из шарманки раздавались звуки вальсов и полек.

Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку. Это был музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть.

Чаще всего звучал а песенка «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента - шарманка.

Часто запись на валиках шарманки стиралась, шарманка начинала фальшивить. Бедный шарманщик не мог купить новый инструмент. И постепенно слово шарманка стало ассоциироваться с фальшивым я нудным, однообразным звучанием.

Поэтому и сейчас, когда давным-давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое: «Ну, опять свою шарманку завел..»

Впечатления от шарманочных мелодий передал Д. Д. Шостакович в некоторых своих пьесах, таких, как Полька-шарманка.

 

Волынка — духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь - мех, то есть мешок из кожи. В мех вставлены несколько трубок. Одна из них - с отверстиями, как у любого деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая трубочка, маленькая, служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в нее и наполняет волынку воздухом.

Все остальные трубки сопровождают мелодию непрерывным звучанием из нескольких звуков. Таким образом, мелодия на волынке всегда звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.

На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. В Шотландии есть военные оркестры волынщиков. Музыканты играют в своих национальных костюмах - коротких клетчатых юбочках.

В разных краях инструмент этот называется по-разному. Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой или козой называется он на Украине и в Белоруссии.

 

Редкие музыкальные инструменты

Вистл

Флейта Пана

Мандолина

Мандолина – итальянский струнно-щипковый музыкальный инструмент, потомок лютни. Мандолину создали итальянские музыканты, упрощая лютню. Постепенно она стала популярна и в других странах.

Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи, когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры.

По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играют медиатором в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. В переводе с итальянского языка слово мандола означает миндаль: по своему очертанию корпус мандолины несколько напоминает косточку миндаля.

Моцарт использовал мандолину в своей опере "Дон Жуан". Герой оперы по имени Дон Жуан играет на мандолине, исполняя романтическую серенаду под окном своей возлюбленной.

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Татьяна Сергеева

    Несмотря на мою занятость по работе тороплюсь рассказать о блестящей затее музыкального детского лектория Пикколо. Было придумано и показано рождественское действо по сказке Гофмана «Щелкунчик» и балетной музыке Чайковского. Действо показали не просто на сцене: все происходило при притушенном свете в Театральном музее, точнее, в роскошных апартаментах бывшего директора Императорских театров Теляковского, в окружении мерцающих старинных театральных портретов. Ольга Пикколо, создательница лектория, тихо и неспешно декламировала сказку, ее чтение перемежалось чудесной музыкой в исполнении артистов Маринки. А на стену проецировались легкие руки художницы Катерины Барсуковой: перебирая песок на стеклянном столе, Катерина создавала моментальные песочные картины. Песок рассыпался, и рисунки как снежинки жили только несколько мгновений. Они стремительно сменяли друг друга, точно соответствуя слову, музыке и ее акцентам. На глазах у малышей рождались живые, трогательные иллюстрации к сказке: вот доверчивые лица маленьких героев, Щелкунчик, нарядная елка, вспыхивающая цветными огоньками…Несколько движений рук художницы- и все разом изменилось. Перед нами заснеженный синий город, очертания зимних деревьев. Падает снег, пришла рождественская ночь, сказка продолжается... Это было просто какое-то волшебство. Мои дети были заворожены. И я тоже.
  • Анна Рапопорт

    Честно говоря, я бесконечно, по-белому, завидую своим детям. Я совершенно далека от музыки - возможно, потому что в моем детстве не было Пикколо. Я безумно рада, что детство моих мальчиков проходит в Петербурге и в те годы, когда Ольга Пикколо проводит эти замечательные концерты. Мы два года ходим в Пикколо", дети растут вместе с музыкой, которую так талантливо, красиво и понятно им там дарят . Но мне хочется сказать пару слов не только как благодарной маме, но и как филологу, краеведу, кандидату педагогических наук. "Пикколо" - это совершенно необходимая часть развивающей среды, в которой должны расти наши дети. Я знаю многих родителей, которые много внимания уделяют чтению, интеллектуально му развитию, экскурсиям, спорту и при этом совсем забывают об эмоциональной сфере. "Пикколо" заполняет этот пробел, каждый концерт - это сгусток эмоций, но при этом эмоции от музыки не зашкаливают, не сбивают ребенка с ног, они очень бережно, аккуратно перетекают в душу ребенка и постепенно "лепят" её . "Пикколо" - очень петербургский проект, он так здорово гармонирует с нашими дождями и грозами, со стенами Мариинки и музеев, а сама Ольга, невероятно элегантная и прекрасная во всех отношениях - прям-таки воплощение духа петербургской музыки. Простите за пафос, но не сдержаться. Спасибо огромное, Ольга, Вам лично и всем Вашим помощникам и коллегам!
  • К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов

    Петербургский писатель Александр Мелехов заметил, что человек отличается от высокоразвитого животного лишь одним: он способен отдать много времени и затратить большие усилия на решение задач, которые заведомо не принесут ему и его окружению материальных благ. По существу, это определение характеризует не "узконосого примата", а творческую личность. Фантазия, эмоциональность, интерес и любовь к творческим поискам - встреча с этими ценностями в спектакле "Маленький принц" подобна свежему воздуху. Как важно в наше время увидеть прекрасное в личности из незнакомого мира! После спектакля на душе светло и чувствуется прилив сил. Спасибо всем участникам этой неординарной работы. С уважением, К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов, ВНИИМ им.Д.И.Менделеева, Санкт-Петербург
  • Валентина Бойко, мама Саши, 2,8 лет.

    Мой первый ангел песенку поёт.  Второй на флейте песенку играет.  А третий ангел в облако ныряет,  в прозрачный бубен с бубенцами бьет.  Четвёртый ангел в синюю трубу свою дудит,  а пятый ангел на меня глядит.....  Вот и пролетели наши музыкальные деньки в чудесном и сказочном месте , в международном музыкальном лагере "Пикколо" , каждый день мы трудились и наполнялись музыкой и чудом , атмосфера лагеря была наполнена светом и миром , как же это прекрасно , иметь такую возможность , благодарю  Вас дорогие наши преподаватели и организаторы , для нас свершилось настоящее чудо , мы сблизились с музыкой !  Хочу выразить огромную благодарность организаторам и преподавателям музыкальной школы "Пикколо" . Низкий поклон вам ! Храни Вас Господь! Всегда с вами , с уважением , Валентина и Сашенька Бойко .