18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61





 

Очень давно, в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde - струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками - медиаторами, а иногда - ударяя по струне палочками, молоточками.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура. Теперь исполнитель нажимал на клавиши, а они приводили в движение металлические штырьки, похожие на гвоздики. Штырьки касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis - ключ и греческого chorde - струна).

Его ставили на стол и играли стоя.

Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Но был у клавикорда и недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться.

Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, драгоценными породами дерева.

В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Позже расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.

Одновременно с клавикордом возник клавесин. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки - изящные, точеные.

Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или мягко, - ничего не менялось.

Пьесы для клавесина писали композиторы XVII - XVIII веков - клавесинисты: Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Цыганка», «Бабочки», «Курица». Эти изящные небольшие пьесы были в духе того «галантного» времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Татьяна Иванова, мама Кати, 6 лет

    Вчера поздно вечером вернулись из сказки – волшебного зимнего лагеря Пикколо. Утро началось с распевания всей семьей песни «Прекрасное далеко» и, я поняла, что мы здесь в России, а душа все еще там - в снежной Финляндии. А сейчас, когда я пишу эти строки, Катя пытается играть гимн Пикколо на фортепиано :)  А началась наша зимняя сказка с того, что, когда мы вошли по приезду в Культурный центр, где проходил лагерь, маленькая Звездочка Астрид подбежала к Кате, и они так трогательно обнялись, что сердце наполнилось необыкновенным теплом, всю усталость от долгой дороги как рукой сняло. А дальше было много объятий, улыбок и радость встречи с Викторией, педагогами и со всеми участниками.  Лагерь Пикколо – это необыкновенное единение душ через музыку. Это, когда без физического контакта, ты ощущаешь сильную связь со всеми его участниками - и с теми, кто был в Финляндии, и с теми, кто на этот раз не смог приехать. Удивительно и прекрасно то, что в лагере дети постепенно учатся радоваться успеху друг друга, учатся быть одной командой, дружить и любить друг друга безусловно. А для нас взрослых успех, печаль и радость каждого ребенка начинают восприниматься так, как будто это наши собственные дети. У меня начинает складываться ощущение, что это грандиозное дело – музыкальный лагерь Пикколо, которое родилось благодаря Ольге Пикколо и Виктории Антонен, становится нашим общим делом. Огромная благодарность педагогам и Виктории за открытость и готовность прислушиваться к мыслям и предложениям родителей! Виктория, спасибо, что у нас был целый день отдыха и расслабления! Сначала чудесный концерт в церкви, а потом поездка в аквапарк, где взрослые смогли почувствовать себя детьми. С одинаковым азартом и взрослые и дети катались с горки, одинаково визжали, когда бежали в сауну по-черному по снегу, и все вместе захотели пробежаться еще. Это счастье!  Огромное спасибо Светлане Николаевне за прощальный музыкальный вечер! Я научилась петь каноном… и это чудо, потому, что я вообще никогда не пела.  Благодарю Ольгу и всех детишек за прощальную сказку! Спасибо за слезы радости, которые неожиданно нахлынули, когда дети дружно и вдохновенно запели «Взмывая выше елей, не ведая преград…».
  • АНАСТАСИЯ ПОВОЛОЦКАЯ, мама Вики, 6 лет

    Зимний лагерь закончился, мы вернулись на работу, дети в сады и школы, но эмоции и впечатления до сих пор не покидают нас - так их было много и такие они были яркие. Мы с дочкой Викой провели замечательную, незабываемую неделю в сказке под названием «Зимний лагерь Пикколо». Поехать решили довольно спонтанно, слышали хорошие отзывы о летнем лагере, зимой захотелось не прерывать занятия музыкой на каникулах и дать ребенку какой-то новый толчок к занятиям, добавить мотивации. Честно скажу, мы знали только то, что там будет Ольга Пикколо (которую мы знали, как организатора и ведущую лектория Пикколо) и занятия блок-флейтой. Предварительного знакомства с остальным преподавательским составом и с детьми, которые будут в лагере, у нас практически не было. Моей дочери Вике 6 лет, она довольно легко сходится с людьми, но к преподавателям иногда относится с опаской, стесняется и необходимо время, чтобы она привыкла, раскрылась. И что же я увидела там? В первый же день занятий мой ребенок самозабвенно поет на хоре у Ольги, причем так, словно они знакомы уже не первый год, и понимают друг друга с полуслова. Занятие длительностью почти час, пролетело, как одно мгновенье, дети явно не хотели уходить. Ладно, подумала я, это же Ольга, высокий профессионал своего дела, и так было понятно, что детям с ней понравится заниматься, она сможет увлечь любого. Вот следующим в расписании первого дня стояло Сольфеджио, новый предмет для ребенка, да еще и с новым преподавателем. Светлана Николаевна на вид дама строгая, 25 лет преподавательского стажа, все серьезно, подумала я. Дети и мамы сели, как мышки. Светлана Николаевна раздала нотные тетрадки и говорит: «Только ноты пишем аккуратно, черточками, а не жирными бубликами, или плюшками». Смотрю дети стали подхихикивать, как это плюшками или бубликами ноты писать, обстановка мгновенно разрядилась и вот мы уже пляшем под «По малину в сад пойдем..» и разучиваем, что такое музыкальная фраза. Серьезный материал, который дается в форме игры (дети поют, играют, смеются) приносит свои плоды, уже на втором занятии ребенок отлично ориентируется в понятиях секунды и терции. Как? Не знаю, у меня ответа нет, только поймала себя на мысли, что сама сижу, чуть не рот открыв, и слушаю историю про музыкальные интервалы. Сначала, казалось, что два занятия в день хором с сольфеджио это, вообще говоря, много для ребенка, но с учетом того, что материал дается исключительно в форме СКАЗКИ, то дети готовы слушать их целый день. 
  • Светлана Головина

    Ольга Пикколо делает большое и важное дело - в форме сказки вводит маленьких детей в мир большой музыки. Сколько будущих музыкантов, любителей музыки взрастит "Пикколо"! Чудесное, волшебное начало, хороший старт в музыку! Мне приятно и интересно как композитору сотрудничать с лекторием. Огромное спасибо Ольге за её труд!
  • Ирина Варя-Поперёков

    Впечатлило!!!! Приятно было у вас. И образовательная сторона, и эстетическая, и воспитательная, и моральная...... ну всё-всё-всё понравилось. О своих впечатлениях могу рассказывать бесконечно. Что и делаю для своих друзей. Ольга, Вы явно на своём месте в профессиональной жизни. Аплодирую Вам!!!!!