18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Колёсная лира

 

Колёсная лира (харди-гарди, вьель, органистр, органиструм) - народный струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Французское название Vielle a`roue (колесная скрипка) описывает метод, которым извлекается звук. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.

Над корпусом колёсной лиры натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Колёсная лира - первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура.

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.

Средняя, мелодическая, струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны (2 или 4) — аккомпанирующие, бурдонные, т.е. издающие непрерывный звук, они во время игры не изменяют своей высоты.

Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Среди лирников существовала преемственность. Мальчики 10-12 лет воспитывались под руководством опытных лирников. После 4-5 лет обучения будущий певец должен был сдать экзамен. Оценивалось не только умение исполнять и толковать духовные стихи-притчи, но и самостоятельно сочинять их на заданную тему.

Если юноша сдавал экзамен, то он уже становился полноправным лирником и вместе с другими мог свободно ходить по городам, петь духовные стихи, нести Слово Божие в народ. Это было смыслом жизни лирника.

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Александр Никольский

    И мы оставим отзыв:) Наши дети - 5,5 и 4 года - занимаются с Марией с весны этого года.За 5 месяцев занятий с Марией 5-летняя девочка уже играет И.С.Баха, полифонические дуэты, читает с листа простые мелодии, а кроме этого стала хорошо петь (ведь обучение на флейте включает в себя и пение, и развитие мелкой моторики, и развитие чувства ритма, и работу слуха - чуть дырочку не-дозакрыл - чуть воздух передул - звук уже не тот; флейта - это координация работы слуха-чувства ритма-силы выдоха- работы артикулляционного аппарата-мелкой моторики пальцев- сообразительности-умения понять и прочитать нотный текст... ). Мальчик (4 года) научился координировать движение тела под музыку, обрёл чувство ритма, стал петь, стал лучше запоминать наизусть стихи, окрепли пальчики, научился концентрировать внимание, хотя он не имеет от природы музыкальных дарований, флейта ему даётся с большим трудом (не такой уж это простой инструмент, обучаться на фортепиано ребёнку проще, на флейте нужно и дышать и выстраивать комбинации пальцев, ведь для каждой ноты своя комбинация, сложно), но он получает на уроке с Марией массу дополнительных полезнейших навыков для общего психического и умственного развития. Мария любит детей, умеет создать индивидуальный метод работы прямо на уроке в процессе работы с ребёнком. Она вдохновенный, любящий, умный педагог, мы счастливы, что нашли её:) Вот поделимся видеозаписью нашего первого концерта с Марией в органном зале Петер-кирхи, запись не качественная, но это единственный памятник результата 4-х месячного обучения у Марии. Летняя школа Марии дала за лето три концерта,остальные видеозаписи ещё не обработаны.
  • Эви Лойт

    Каждый концерт «Пикколо» - это встреча с добротой и искренностью. Все в нем – Гармония. Вот малыши в нарядных костюмах, платьях и туфельках в нетерпении ожидая, когда распахнутся двери гостиной, пританцовывают, суетятся и шутливо сравнивают свои новые галстуки. А вот они уже на стульчиках, и их не узнать: внимательнее и щедрее слушателей в мире нет! Ведь здесь все – настоящее. Взрослые, настоящие (!) Артисты без всякой чопорности и зазнайства раскрывают тайны своих инструментов. И плотная лента виолончельного смычка превращается в «сноп» золотого конского волоса…Волшебство не прекращается ни на секунду. Вот «любознайки» «подсказывают» ведущей словно случайно забытые ею слова, и «маленький черный МЯУ» - «котенок» оживает под звуки Лунной сонаты. Чуть позже, вовлекаясь в эту игру, дети, следуя за музыкой и сказкой, подбирают образ, и от дунувшего ветерка окно уже не просто открылось, а «распахнулось». Да они и сами – часть этой сказки. Ведь без них не будут сверкать звездочки на ночном небе, или качаться ветви деревьев, или задорно цокать лошадки. И, оказывается, великому мастерству можно научиться – вот же он, еще один мостик, сближающий малыша и прежде казалось недосягаемых музыкантов симфонических оркестров,- ребята учащиеся музыкальных школ. Так, тактично и незаметно, музыкальный концерт развивает слух, чувство ритма, образное мышление, речь, а еще воспитывает особое, «шестое чувство», – чувство момента – уместности: одежды, позы, поклона, жеста, проявления эмоций, выносливости, аплодисментов… И Сказка, наполненная до краев Музыкой, живет с нами каждый день, до следующего концерта.
  • Наталья Капустина

    Спасибо за волшебную сказку! Мы с племянницей (8 лет) сегодня, 5 ого января,были в Мариинском театре- 3 на спектакле " Синяя птица". Смотрели и слушали затаив дыхание! Спектакль покорил нас добротой, искренностью, необыкновенным талантом исполнителей! Это трогает до глубины души! Музыка подобрана изумительно! После спектакля мы с племянницей вышли на улицу и тихонько напевали "Павану" Равеля...мы не хотели расставаться со сказкой...кажется, "Птица счастья" подарила каждой из нас свое перышко... Ольга, спасибо за ваш труд, за то что помогаете деткам и нам взрослым прислушаться к своей душе, открыть сердце навстречу свету!
  • ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА, мама Ксюши, 4 года

    Я хочу присоединиться к родителям, которые уже написали свои отзывы, и выразить свои собственные эмоции. Я нисколько не жалею, что мы примкнули к дружной семье Пикколо, и очень рада, что у нас есть возможность участвовать в музыкальных лагерях. К сожалению, в силу обстоятельств мы не можем посещать занятия музыкального лектория в течение года, поэтому лагерь вот уже второй раз стал для нас настоящей отдушиной. Прежде всего я хочу выразить свою огромную благодарность преподавателям - восхитительной Ольге Пикколо, которая вдохновляет и направляет своих учеников, замечательной Светлане Николаевне, которая даже самые сложные музыкальные вопросы умудряется подать малышам так, чтобы было интересно, а главное, продуктивно, и волшебной Марии, которая разрушила мои стереотипы о флейте и привила искреннюю заинтересованность в этом инструменте. Отдельное спасибо хочу сказать Виктории Антонен, которая организовывала это поездку, и несмотря на некоторые накладки, смогла сделать так, что все участники остались довольны. Что касается непосредственно впечатлений от поездки, хочу отметить высший класс организации занятий. Уж не знаю, свяжет ли мой ребенок свою жизнь с музыкой, но такое разностороннее развитие точно не будет лишним. Музыкальный лагерь - это и тренировка памяти, и развитие моторики и дыхания, и зарождение настоящего - не из под палки! - интереса к серьезной музыке, и получение основ музыкальной грамоты, и, самое главное, общение с небезразличными, интересными и многогранными людьми. Так что лично мы точно присоединимся в музыкальному лагерю летом, мой ребенок уезжал из лагеря с большим неудовольствием и грустью, а это для меня очень много значит.