18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61


 

Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме -- так называется помещение, расположенное внизу перед сценой -- уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор...

Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора -- характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм.

Потом руководство перешло к первому скрипачу.

Был ещё один вариант руководства оркестром. В шестнадцатом веке маленьких дирижерских палочек еще в помине не было. Вместо них использовали приспособление, называемое батуттой. Больше всего батутта была похожа на длинную палку. Дирижер отбивал этой палкой ритм. Одним неудачным движением французский композитор Жан Батист Люлли опустил батутту на ногу, а через пару месяцев умер от воспаления раны.
В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое современному. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.

Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.

В начале же XIX века дирижеры применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Любовь Витавская

    Музыка...Сказка...Игра...Фантазия...Творчество...Что,как не синтез,сможет развить и сформировать многогранную личность? Я вижу сегодняшнее событие с разных аспектов ,и в двух словах описать это невозможно. Очередная ,,инъекция" культуры для нас с дочкой.Как музыкант ,я получила огромное удовольствие от программы ,от высокого качества исполнения аутентичной музыки,от художественной части концерта.С точки зрения педагогики-восхищение и преклонение.Ярко,образно,интерактивно,доступно,дети захвачены процессом,и главное то,что Ольга даёт такой толчок для развития фантазии и творческого мышления...В одном концерте мы погрузились в сказку,в которой музыка и сюжет неразделимы,мы услышали новые,редкие инструменты-кельтскую арфу, две виолы-да гамбо и пикколо,увидели настоящий ирландский танец,выступление талантливых детей,и просто погрузились в Волшебство!... С благодарностью,мама Алёны из Москвы.
  • Юлия Украинцева

    Я думала, с чего начать свой отзыв. И поняла, что эмоции это одно, а сухой остаток и искренность -другое. Буду писать о ясности, простоте и доступносии манеры подачи вами материала. И хочу показать маленькую зарисовку. Вчера, до семинара у меня утром были часы в гимназии. Я попробовала на уроке с детьми начальной школы представить себя Тётей Пикколо и провести концерт -сказку. Скорее всего, это получился урок -сказка, но.. это было до семинара. Мне очень самой понравилась тема - русские народные инструменты. Эта тема у меня была в плане по программе. А после вчерашнего посещения семинара прошли почти сутки и я пришла на другую работу к дошкольникам. Ночью и вечером времени переварить информацию у меня не было. И вот сегодня утром я решила вчерашнюю сказку про русские народные инструменты провести с малышами. Очень жаль, что никто не записал мою работу на видео. Результат превзошел ожидания : дети не просто не хотели уходить. К этой их реакции я уже привыкли. Но дети спросили, стоя на выходе в дверях зала : А когда мы снова попадем в эту русскую деревню и встретимся и поиграем на русских инструментах. Это дорогово стоило. Воспитатели тоже отметили изменения в моей работе. Похвалили моё решение пойти на курсы. Посоветовали сделать и придумать побольше таких занятий.  Сама я очень рада, что сумела в самом уже начале, надеюсь, уловить внутреннюю схему Оли Пикколо. Понимаю и признаюсь самой себе, что было кое - где сыро, что где-то дети пытались по привычке со мной вступать в диалог (они привыкли меня постоянно распрашивать и слышать ответы ), но сегодня меня эта общительность немного отвлекла. Я боялась забыть следующие слова. Но на следующей неделе попробую еще раз отработать эту тему на первоклашках.  Спасибо, Оля, за это излучение позитивных эмоций, за толчок моему творчеству. Верю, что это только начало!
  • Оксана Лопатина

    Это не первый отзыв, который я пишу о Пикколо, но сегодня опять возникло огромное желание поделиться с другими своими переживаниями по поводу детских концертов Пикколо и высказать Ольге еще раз огромную благодарность за то, что она делает с нами и для нас. Оксана Лопатина Я постоянно живу с семьей в Москве и мы приезжаем на концерты Пикколо специально из Москвы, к сожалению не часто, но все же. В Москве, мы с дочерью (4,5 года) все время пытаемся ходить на детские концерты. Сейчас могу констатировать, что мы посетили все московские площадки и все авторские концерты с пометкой "для детей". Я неистово искала для своего ребенка хотя бы что-то близкое Пикколо и ни разу не нашла этого. Каждый раз меня изумляло одно - полное непонимание основ детского восприятия, а так же достаточно формальный подход к делу. Одеть смешные штанишки или странную шляпу... нет, это не детский концерт, этого недостаточно. Каждый раз разочаровывает то, что ведущие, как будто бы играют для себя, или для родителей и для "воспитанных детей", взрослые все понимают, но ни один детский концерт не являлся по-настоящему детским, концерты для маленьких детей - это совершенно особенная вещь, показать, что музыка - это чудо, это волшебство, как любое искусство, концертом можно вдохновить и заставить следовать музыке, оставить неизгладимый след в детском душе и сознании. Я бесконечно восхищаюсь концертами Пикколо, именно так и нужно говорить с детьми об искусстве, каждый раз встреча с пиколло - это чудо, которое меняет ребенка. Сейчас детские концерты в Москве демонстрируют полное отсутствие детской педагогики, и полное непонимание того, что дети учатся только в сказке. Какая бы не была захватывающая тема концерта, но дети - это особые слушатели, и нужно делать только для них, а не для родителей. Моя дочь до сих пор помнит последние три концерта Пикколо, что для ее возраста нормально, помнит в деталях. Мне не пришлось ей объяснять и или помогать вспомнить, что было. Она до сих пор вспоминает котиков из концерта Три сестры Флейты и так счастливо улыбается и так трепещет у нее все внутри. Она может любому объяснить чем отличаются и чем похожи эти три флейты и зачем нужна сурдина у виолончели. Но после последнего концерта "для детей" в Москве, подошла журналист с радио и попросила рассказать мою дочь рассказать, что ей понравилось и запомнилось. Я поняла, в целом концерт прошел незамеченным во всех его прекрасных деталях, который улавливали только взрослые.
  • Татьяна Апатовская

    Мы ходим в лекторий Пикколо регулярно с сентября 2011, когда моей Карине было 2г3 мес. Сразу решили купить абонемент - потому что заворожило, очаровало, и мы с дочкой стали абсолютными поклонницами Ольги Максимовой и ее концертов. "Когда мы опять пойдем к Ольге?" - это стало традиционным вопросом Карины. Регулярно играем "в концерт" дома. С января мы уже перешли на два абонемента, ходим 2 раза в месяц с неизменным удовольствием. Причем каждый концерт - это погружение в сказку, расширение кругозора, прививание вкуса и масса положительных эмоций. Отличительная особенность этого лектория - отсутствие "сюсюкания" с детьми, прекрасная речь ведущей, интеллигентная атмосфера - все это формирует личность ребенка и его систему координат. Музыкант находится так близко от ребенка, что поисходит настоящее погружение в музыку - ни в одном взрослом концертном зале это не возможно. А ребенку так важно быть соучастником, все рассмотреть. Очень здорово, что на каждом концерте выступает помимо взрослого музыканта еще и ребенок - для моей дочки это всегда запоминающееся событие, как играл мальчик на барабане или девочка на арфе. Ну а 4х-летняя София, станцевавшая лебедя Сен-Санса на последнем концерте, стала просто нашим кумиром. Видимо, осознание того, что искусство подвластно не только взрослым, делает его для детей ближе и понятнее. Спасибо, Пикколо!