17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61





 

В симфоническом оркестре скрипку зовут Царицей оркестра. Не случайно скрипок больше, чем других музыкальных инструментов. Это самый высокий по диапазону и самый маленький из струнной смычковой группы. Несмотря на хрупкость и изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная сила. Поэтому скрипку считают самым совершенным из всех смычковых инструментов.

Однако скрипка не всегда обладала столь огромными возможностями. Не всегда её корпус был так благородно красив.

Давным-давно, когда ещё не было симфонических оркестров, скрипка была очень неказиста. Играли на ней бродячие или народные музыканты. Своей формой она напоминала большую грушу. Звали её окорок или гудок. При игре инструмент держали вертикально, опирая его о колено. Струны у неё было не четыре, как сейчас, а три. Мелодию играли на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, гудящим бурдоном, как у волынки. Отсюда и её старинное название – гудок, гудище.

В 16-19 века была любима и совсем другая скрипка. Это была миниатюрная карманная скрипка под названием пошетта (на французском языке слово «поше» означает «карман»). Без пошетты не обходился ни один уважающий себя учитель танцев. Она была необходима для наигрывания мелодий при показе ученикам танцевальных движений. Окончив урок, танцмейстер укладывал пошетту в карман.

Наконец скрипка попадает в руки итальянских волшебников-мастеров. Имя самого известного из них - Антонио Страдивари. Им подписаны более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей выбирали «поющие», т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику.

Пройдя такой нелёгкий исторический путь, скрипка заняла место главного музыкального инструмента симфонического оркестра. В оркестре скрипки располагаются слева от дирижёра, прямо перед зрителями. Однако, в оркестре они не совсем равноправны, так как делятся на первые и вторые. Есть ещё среди скрипачей первая скрипка. Музыкант, играющий на ней, называется концертмейстер, что значит концертный мастер. Иногда первой скрипке поручают исполнять мелодии соло, без оркестровой поддержки. Поэтому роль концертмейстера оркестра очень ответственна.

Даже исполняя соло, скрипка иногда может звучать как орган, как целый оркестр. Именно так она звучит в знаменитой «Чаконе» И.С.Баха. Слушая эту бессмертную музыку, трудно представить, что эту мужественную и скорбную музыку играет скрипка – мягкий одноголосный инструмент.

 

 

Маленький кузнечик

 

scripka

Маленький кузнечик до полудня спал —
С полудня до вечера на скрипице играл.

Прилетела, села важная пчела,
Музыканта худенького слушать начала.

Он отставил ножку, и, отдав поклон,
Заиграл на скрипице Летний сон.

Золотистым кругом света и тепла
Над зеленым лугом музыка плыла.

Музыка звучала, и, забыв дела,
Головой качала важная пчела.

А кузнечик маленький на скрипице играл,
Будто всем по горсточке счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил —
По зеленой скрипице травиночкой водил.

 

Стихи Сергея Козлова

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Ирина Варя-Поперёков

    Впечатлило!!!! Приятно было у вас. И образовательная сторона, и эстетическая, и воспитательная, и моральная...... ну всё-всё-всё понравилось. О своих впечатлениях могу рассказывать бесконечно. Что и делаю для своих друзей. Ольга, Вы явно на своём месте в профессиональной жизни. Аплодирую Вам!!!!!
  • Татьяна Полякова

    Побывали на первом занятии! Коротко о нас: девочке 5.5 лет, пытались заниматься в музыкальной школе, но советская недружественная система чуть не убила в нас любовь к музыке... И я давно мечтала о том, что Ольга создаст что-то для детей, где будут любовь, интерес и увлеченность. И этот день настал! Это уроки, где оживает сказка. Ребенок погружается в мир фантазий и музыки. Соня от себя хочет добавить: учительница очень добрая, она очень любит детей и... Она очень красивая! После урока ребенок не выпускает флейту из рук и очень боится оставлять ее в машине: мама, ее же могут украсть! Такую красивую флейту обязательно украдут! Ольга, спасибо вам за то, что вы реализовали эту идею! Спасибо Марии за любовь к детям и к музыке! Верю в то, что скоро в городе появится настоящая школа маленьких волшебников-музыкантов!
  • Наталия Козловская

    Огромное спасибо Ольге Пикколо, музыкантам Федору Кувайцеву, Владимиру Козлову и Леве Журавскому, всем организаторам сегодняшнего концерта за замечательную работу!! Видно, что за мастерством рассказчика и виртуозностью исполнения стоит огромный труд. Очень непросто так легко и непринужденно говорить о сложных вещах. Получили такое удовольствие.... Никакой халтуры, все очень тонко, искренне, интересно и занимательно. Концерты-занятия рекомендую всем.
  • Nataly Nesterova

    Ольга, спасибо вам большое за потрясающие концерты!!! Возможность для детей так непринужденно и свободно знакомиться с классической музыкой, инструментами, музыкальной лексикой.. Предлагаю одно: перед концертом коротко проговаривать правила поведения ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, т.к., как уже писалось выше, дети ведут себя куда как воспитаннее. Может нам так не везло, но обязательно находилась хоть одна мама/бабушка, дублирующая своему ребенку ваше повествование, что создавало неприятный шумовой фон и сбивало с настроя ребенка. После ПОТРЯСАЮЩЕГО концерта Алексея Чижика ребенок сказал, что ему "не очень понравилось", что меня крайне удивило, т.к. слушал он внимательно, с явным интересом и участвовал в интерактивных блоках. Но во время концерта было видно, что его периодически сбивало непрерывное бормотание взрослой соседки. Пожалуйста, просите родителей молчать во время концерта, не пересказывать за вами текст лекции. Если же ребенок закапризничал или просто устал - выйти в фойе. И еще раз большое спасибо! Обязательно будем посещать ваш лекторий))