18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61



 

Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. В оркестре они располагаются за струнными. Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.

Инструменты здесь перечислены от самого высокого по звучанию – к самому низкому. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше. И наоборот: чем больше – тем ниже. Так же как любой другой предмет или живое существо: мышь пищит, а слон басит.

Но, если скрипок в оркестре тридцать, то представителей этой группы обычно бывает два— три. Иногда в оркестр вводят саксофон, который тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов.

Каждый из этих музыкальных инструментов – яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Впрочем, лучше меня об этом расскажут флейты. Давайте-ка заглянем в симфонический оркестр!

Вы знаете, что происходит ночью в оркестре? Да ничего не происходит. Все музыкальные инструменты крепко спят в своих наглухо застёгнутых на все замочки и молнии футлярах.

Но в одном футляре кто-то не спал. Оттуда доносились вздохи, кто-то переворачивался с боку на бок… Наконец, крышка футляра тихонечко приоткрылась. Из музыкального домика бесшумно выпрыгнула маленькая Флейта-Пикколо, «пиколка», малышка,- как её ласково называют музыканты (ведь она совсем крохотная!)

«Тс…» - сказала она загадочно. «Моя старшая сестра, большая флейта, крепко спит. Но я сегодня ночью полна воспоминаний. И я расскажу нашу долгую и не простую историю.

А теперь, мой маленький дружок, устраивайся поудобнее и слушай.

Давным-давно Флейта-Пикколо была простой Тростинкой.. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка. К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек. Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла.

В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты. Среди них было и несколько представителей рода «пикколо». Например, крохотная блок-флейта — сопранино . Такая флейта часто использовалась для обучению птиц пению. Ведь голос предшественницы флейты-пикколо – флейты Сопранино – блестяще умеет подражать птичьему щебетанию!

Прошло время, и наша продольная Блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе. Она стала назваться Поперечной флейтой. Сначала Поперечные флейты были инструментами бродячих музыкантов, но постепенно они заняли место в оркестрах.

В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал большую и малую флейты, снабдив их клапанами. С тех пор, закончила свой рассказ Флейта-Пикколо, я со своей старшей сестрой, большой флейтой, работаю в симфоническом оркестре.

Скоро появились и другие братья и сёстры Блок-флейты, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже.

А теперь запомни: чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже. В группу деревянных духовых музыкальных инструментов входят ( от высоких по звучанию – к низким): флейты, гобои, кларнеты, фаготы).

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Анна Орлова

    Сегодня, 7 января, мы с сыном , профессиональным музыкантом, посмотрели спектакль СИНЯЯ ПТИЦА в Мариинском концертном зале. Ну чем, думала я, можно меня, видавшую столько всего удивительного в театрах, чем можно меня удивить, в самом деле? И я, мы удивились ! Красота, лаконичность, простота, искренность, хороший вкус и стиль спектакля во всем, свет, исполнительское мастерство! И даже сидя на балконе мы и все зрители рядом с нами, маленькие и большие, смотрели и слушали с большим интересом. Хожу весь день под впечатлением. Спасибо. Вот такие произведения западают в души маленьких зрителей навсегда.
  • Марина Токарева

    Спасибо, в Марииинский купили, а "Петя и Волк" слушали ещё всё воскресенье ( 6 раз). Рома, очень переживал за уточку. Очень хорошо, что музыка может пробуждать в наших детях и нас самих, такие замечательные свойства души, как сопереживание, участие, доброта и любовь. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!
  • Наталья Вихман

    Уважаемое Пикколо! Знакомство с тобой – большая радость и удача для нашей семьи. Случайно увидев на форуме Littleone тему- приглашение на концерт «Семейка ударных в театральном музее», мы подумали: «Почему бы и нет? Ведь любит же наше 3-х летнее чадо барабанить, слушать марши и совершать «экскурсии» по магазинам музыкальных инструментов!» Правда, у нас уже был некоторый опыт общения с классической музыки на семейных концертах в филармонии и в капелле, и как сначала нам показалось, опыт удачный, но видно, ребенок воспринимает музыку очень серьезно и эмоционально переживает намного больше нас взрослых, потому что при предложении сходить снова в филармонию или капеллу мы получали категорический отказ. Очень важно, что каждый концерт – это обращение к одному или нескольким похожим инструментам (часто в сопровождении рояля), что дает возможность ребенку сосредоточится и уловить все до деталей, узнать какие звуки может издавать тот или иной инструмент (например, тромбон может квакать, а саксофон - смеяться) – ведь это же так интересно, нескучно и очень запоминается. Очень важно, что все представление – не на сцене, а перед ней. Нет никаких перегородок, ты сам становишься участником действия. Все видно и слышно. Не даром вопросы: «А почему он так надувал щеки?», «Из чего сделаны эти инструменты?» - это в концерте про старинные духовые инструменты, « А как называют музыканта, который играет на фаготе? а на тромбоне?», «А фагот выше, чем я или я выше» и пр. Кстати, все вопросы можно задать и обсудить сразу после концерта. Занавес не опускается. И после концерта никто не разбегается, можно потрогать и поиграть на инструментах, сфотографироваться с музыкантами, задать вопросы и, например, помериться ростом с фаготом. Очень важно, что это не один концерт, не два и не три. Это большая, длинная программа. Кто-то будет ее мимолетным участником, а для кого-то – это станет хорошей, семейной традицией. Ведь это тоже важно (и для ребенка особенно, когда в жизни есть что-то постоянное, прочное и доброе). Надеюсь, наша семья станет верным и надежным вашим другом на долгие годы. Наташа, Артем и Саша. PS. Особая наша благодарность и любовь – ведущей и руководительнице – Ольге Максимовой.
  • Елена Фёдорова

    Хочу поблагодарить очаровательную Ольгу Михайловну за радость встречи с Музыкой. Здесь все продумано: и сказочное обрамление концертов, и подбор музыки, и деликатное вовлечение детишек в процесс, и даже знаки внимания малышам! Благодаря созданной атмосфере моя стеснительная девочка, "мамин-хвостик", раскрепостилась! С Вашего позволения, Ольга Михайловна, скажу, что у Полины был в субботу бенефис )Я была потрясена переменами, произошедшими с моей дочкой, и боялась спугнуть такое ее состояние. Спасибо Вам!