17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61



 

Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. В оркестре они располагаются за струнными. Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.

Инструменты здесь перечислены от самого высокого по звучанию – к самому низкому. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше. И наоборот: чем больше – тем ниже. Так же как любой другой предмет или живое существо: мышь пищит, а слон басит.

Но, если скрипок в оркестре тридцать, то представителей этой группы обычно бывает два— три. Иногда в оркестр вводят саксофон, который тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов.

Каждый из этих музыкальных инструментов – яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Впрочем, лучше меня об этом расскажут флейты. Давайте-ка заглянем в симфонический оркестр!

Вы знаете, что происходит ночью в оркестре? Да ничего не происходит. Все музыкальные инструменты крепко спят в своих наглухо застёгнутых на все замочки и молнии футлярах.

Но в одном футляре кто-то не спал. Оттуда доносились вздохи, кто-то переворачивался с боку на бок… Наконец, крышка футляра тихонечко приоткрылась. Из музыкального домика бесшумно выпрыгнула маленькая Флейта-Пикколо, «пиколка», малышка,- как её ласково называют музыканты (ведь она совсем крохотная!)

«Тс…» - сказала она загадочно. «Моя старшая сестра, большая флейта, крепко спит. Но я сегодня ночью полна воспоминаний. И я расскажу нашу долгую и не простую историю.

А теперь, мой маленький дружок, устраивайся поудобнее и слушай.

Давным-давно Флейта-Пикколо была простой Тростинкой.. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка. К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек. Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла.

В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты. Среди них было и несколько представителей рода «пикколо». Например, крохотная блок-флейта — сопранино . Такая флейта часто использовалась для обучению птиц пению. Ведь голос предшественницы флейты-пикколо – флейты Сопранино – блестяще умеет подражать птичьему щебетанию!

Прошло время, и наша продольная Блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе. Она стала назваться Поперечной флейтой. Сначала Поперечные флейты были инструментами бродячих музыкантов, но постепенно они заняли место в оркестрах.

В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал большую и малую флейты, снабдив их клапанами. С тех пор, закончила свой рассказ Флейта-Пикколо, я со своей старшей сестрой, большой флейтой, работаю в симфоническом оркестре.

Скоро появились и другие братья и сёстры Блок-флейты, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже.

А теперь запомни: чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже. В группу деревянных духовых музыкальных инструментов входят ( от высоких по звучанию – к низким): флейты, гобои, кларнеты, фаготы).

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Наталья Яровая, мама четырёхлетних Лёши и Маши

    Дорогие друзья, родители деток дошкольного и школьного возраста! Я от всей души рекомендую с настойчивостью этот удивительный и волшебный, ни на что не похожий, международный музыкальный семейный лагерь Ольги Пикколо! Неоценимы знания, которые разделяют и передают нашим деткам, а так же их родителям, великие опытные Мастера мира Музыки Ольга Пикколо и Светлана Николаевна Иванова. Каждый день, прожитый нами, счастливыми участниками жизни лагеря, -это море ярких впечатлений, положительных эмоций, это раскрытие творческих способностей, уникальный опыт и умения, которыми овладевают дети, находящиеся здесь. Всего один столь насыщенный живым самотворчеством, так же, как и четкой методичной работой музыкальный день сопоставим с длинными неделями занятий, а часто и такой возможности вовсе не предоставляется в обыденной жизни. Приезжайте и прикоснитесь к высокому искусству Музыки с Ольгой Пикколо! С Благодарностью, Счастливое семейство- участник
  • Анастасия Вейнмейстер

    Очень волновалась, понравится или нет. Найду ли компаньона в своих музыкальных пристрастиях... После 2 посещений ребенок просится на концерт. "Мама, пойдем на концерт". Отвечаю, что нужно подождать, а он "СЕЙЧАС". И однажды, после многочисленных просьб, сочинил, ну, или перефразировал стих. "Кто ходит на концерт с утра, тот поступает мудро. Тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро". Я считаю, что для 3 летнего ребенка-это показательно. Я очень, очень довольна. Гоше нравится слово "пикколо". Пытался нарисовать тромбон-пикколо. Удивилась, что он помнит название инструментов и другие сложные слова, которые произносятся на концерте. Хочу выразить благодарность Ольге за то, что она делает. Очень довольна. Ждем каждой встречи.
  • Татьяна Иванова, мама шестилетней Кати Ивановой

    Закончилась первая неделя лагеря Пикколо. На душе и грусть, и радость. Грусть - от того, что разъехались многие друзья, приобретенные в Пикколо, радость - от того, что впереди у нас целая неделя праздника Музыки в лагере, так как мы остаемся на вторую неделю! Для меня Пикколо – это всегда высокое качество и Сказка! Всю неделю в лагере царила необыкновенно теплая волшебная атмосфера. Это результат тесного взаимодействия наших замечательных педагогов - Ольги Пикколо и Светланы Николаевны, организатора лагеря с финской стороны - Виктории, а также детей и родителей. Дети очень подружились, плакали, когда расставались… Родители нашли единомышленников, все приглашают друг друга в гости, это очень трогательно. Многие дети в лагере были новичками в музыке. Эта музыкальная неделя развеяла у их родителей сомнения о том, стоит ли детям заниматься музыкой – все собираются продолжать! Это, на мой взгляд, очень важное достижение лагеря! Не менее интересно было детям, которые уже кое-что умеют. Для них были созданы очень органичные условия, позволяющие показать свои умения и получить углубленные знания у наших педагогов. А еще в лагере я поняла, какие мы счастливые, что живем в Санкт-Петербурге, где у нас есть возможность развивать своих детей при поддержке очень профессиональных преподавателей, влюбленных в свое дело. К сожалению, не везде есть такие возможности. Огромная благодарность лагерю Пикколо за возможность детям из разных стран окунуться в музыку в непринужденной обстановке!
  • Диана Егорова

    Сегодня ходили с внучкой на музыкально-песочную фантазию "Щелкунчик". Подобного действа я еще никогда в своей жизни не видела. Итак, сказка Гофмана "Щелкунчик". Ее читает артистка (я знаю, что это искуствовед, но для меня она - настоящая артистка). Под звуки ее голоса художница прямо на ваших глазах рисует песком на большом стекле, подсвеченном снизу лампой, прекрасные иллюстрации к сказке, и весь этот процесс с помощью диапроектора проецируется на большой экран. Я видела мультфильмы, снятые в технике песочной анимации, но чтобы вот так рисунки появлялись прямо перед мной, как будто живые, - это удивительно! Свой рассказ артистка периодически останавливает для того, чтобы дети представили, как Фриц и Мари бегают у новогодней елки, как маршируют игрушечные солдатики Фрица, как Мари убаюкивает Щелкунчика, ка бьется он с армией Мышиного Короля, как цветы танцуют вальс... И тогда звучит музыка Чайковского в исполнении скрипача, артиста Мариинского театра, и его аккомпаниатора -пианистки. А после окончания концерта детям разрешили самим немножечко порисовать на тонком слое песка. Возраст маленьких слушателей с 4 до 8 лет. Зрителей достаточно много, несмотря на то, что билеты недешевы - 700 рублей с каждого, независимо от возраста. Более того - на некоторые площадки, например, на новой сцене Мариинского театра, билеты надо "ловить", так как разбирают их очень быстро. Но, как мне сказал человек, который рекомендовал этот концерт, насколько мероприятие это недешевое, настолько и прекрасное. И это правда.