18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61



 

Деревянные духовые не так многочисленны, как Смычковые. В оркестре они располагаются за струнными. Деревянных духовых, как и Струнных, тоже четыре представителя — флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.

Инструменты здесь перечислены от самого высокого по звучанию – к самому низкому. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше. И наоборот: чем больше – тем ниже. Так же как любой другой предмет или живое существо: мышь пищит, а слон басит.

Но, если скрипок в оркестре тридцать, то представителей этой группы обычно бывает два— три. Иногда в оркестр вводят саксофон, который тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов.

Каждый из этих музыкальных инструментов – яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Впрочем, лучше меня об этом расскажут флейты. Давайте-ка заглянем в симфонический оркестр!

Вы знаете, что происходит ночью в оркестре? Да ничего не происходит. Все музыкальные инструменты крепко спят в своих наглухо застёгнутых на все замочки и молнии футлярах.

Но в одном футляре кто-то не спал. Оттуда доносились вздохи, кто-то переворачивался с боку на бок… Наконец, крышка футляра тихонечко приоткрылась. Из музыкального домика бесшумно выпрыгнула маленькая Флейта-Пикколо, «пиколка», малышка,- как её ласково называют музыканты (ведь она совсем крохотная!)

«Тс…» - сказала она загадочно. «Моя старшая сестра, большая флейта, крепко спит. Но я сегодня ночью полна воспоминаний. И я расскажу нашу долгую и не простую историю.

А теперь, мой маленький дружок, устраивайся поудобнее и слушай.

Давным-давно Флейта-Пикколо была простой Тростинкой.. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. Часто к Тростинке прилетел Ветер-путешественник. Он рассказывал нашей тростинке о небывалых странах, горах, дворцах, о странствиях и людях. И тогда у Тростинки от восторга внутри всё замирало, и она нежно и задумчиво шелестела в ответ.

Но как-то раз в её жизни всё поменялось. В это тихое утро она не дождалась своего друга – Ветра. Мимо по берегу реки шёл мальчик-рыбак. Он заметил Тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он подумал, что из ней можно бы было сделать удочку. Но для удочки она была слишком коротка. К тому же из подобных тростинок он уже сделал себе множество замечательных удочек. Тогда мальчик достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в Тростинке отверстия. Всего их стало семь. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле Свирель.

Скоро бедный мальчик-рыбак продал Свирель Мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или Блок-флейтой. В старинные времена такие флейты делали из глины, тростника, дерева или металла.

В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты. Среди них было и несколько представителей рода «пикколо». Например, крохотная блок-флейта — сопранино . Такая флейта часто использовалась для обучению птиц пению. Ведь голос предшественницы флейты-пикколо – флейты Сопранино – блестяще умеет подражать птичьему щебетанию!

Прошло время, и наша продольная Блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе. Она стала назваться Поперечной флейтой. Сначала Поперечные флейты были инструментами бродячих музыкантов, но постепенно они заняли место в оркестрах.

В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал большую и малую флейты, снабдив их клапанами. С тех пор, закончила свой рассказ Флейта-Пикколо, я со своей старшей сестрой, большой флейтой, работаю в симфоническом оркестре.

Скоро появились и другие братья и сёстры Блок-флейты, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.

Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже.

А теперь запомни: чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже. В группу деревянных духовых музыкальных инструментов входят ( от высоких по звучанию – к низким): флейты, гобои, кларнеты, фаготы).

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Светлана Караханова

    Огромное спасибо за субботний концерт-занятие в Мариинке-2: необычные старинные инструменты - прародители (ну, или дальние родственники) современным флейте и скрипке, костюмы исполнителей - все это по-праздничному торжественно и неизбито. Очень люблю это фойе - отличный вид через огромный стеклянный фасад на старую Мариинку, Крюков канал, Декабристов.. Чудесное место, чудное представление Детки все молодчинки, особенно здорово, что Вы вызвали чуть всплакнувшую третью птичку Я не ее мама, но я была бы "за"
  • Nataly Nesterova

    Ольга, спасибо вам большое за потрясающие концерты!!! Возможность для детей так непринужденно и свободно знакомиться с классической музыкой, инструментами, музыкальной лексикой.. Предлагаю одно: перед концертом коротко проговаривать правила поведения ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, т.к., как уже писалось выше, дети ведут себя куда как воспитаннее. Может нам так не везло, но обязательно находилась хоть одна мама/бабушка, дублирующая своему ребенку ваше повествование, что создавало неприятный шумовой фон и сбивало с настроя ребенка. После ПОТРЯСАЮЩЕГО концерта Алексея Чижика ребенок сказал, что ему "не очень понравилось", что меня крайне удивило, т.к. слушал он внимательно, с явным интересом и участвовал в интерактивных блоках. Но во время концерта было видно, что его периодически сбивало непрерывное бормотание взрослой соседки. Пожалуйста, просите родителей молчать во время концерта, не пересказывать за вами текст лекции. Если же ребенок закапризничал или просто устал - выйти в фойе. И еще раз большое спасибо! Обязательно будем посещать ваш лекторий))
  • Светлана Головина

    Ольга Пикколо делает большое и важное дело - в форме сказки вводит маленьких детей в мир большой музыки. Сколько будущих музыкантов, любителей музыки взрастит "Пикколо"! Чудесное, волшебное начало, хороший старт в музыку! Мне приятно и интересно как композитору сотрудничать с лекторием. Огромное спасибо Ольге за её труд!
  • Наташа Барсова

    Мы уже второй раз ходили со старшим сыном на концерт лектория Пикколо, и первое, что он спросил меня, когда мы вышли - мама, а про какой инструмент будет следующий концерт? И скоро? Он вспоминает дома все инструменты и рассказывает о них знакомым и друзьям. Я сама получаю от концертов огромное удовольствие, Ольга - настоящая волшебница, которая завораживает детей своими чудесными рассказами! И именно поэтому мне так грустно писать о том, что творилось на сегодняшнем концерте ("Неаполитанский дуэт" в доме Самойловых, 11.30). На втором ряду старший мальчик шуршал конфетами, а потом полез с кулаками на соседа, маме которого пришлось срочно его пересадить. Родители агрессора никак не проявились. Потом мальчик на первом ряду, сидевший перед ним, видимо насмотревшись на все это, начал стучать моего сына - и опять же, его родители ничего не сделали, я увела сына в слезах на другое место, к счастью он успокоился довольно быстро и получил удовольствие от остатка концерта. Но всем родителям очень хочется сказать - подумайте, а готовы ли ваши дети к восприятию музыки, нужна ли она им, и стоит ли их пичкать ею, если ответ на вопросы "нет". Не лишайте сказки тех, кто слушает ее, затаив дыхание!