17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61



 

Флейта входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра, хотя делается из металла. Это самый высокий инструмент группы. Происхождение названия инструмента - от лат.flaut - дыхание.

Флейта – инструмент холодноватый, бесстрастный. Ей доступны самые сложные пассажи.

Нередко флейта вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты. В симфонической сказке Прокофьева "Петя и волк" для партии птички композитор избрал именно флейту с её грациозно порхающим звуком.

Игривый характер звучания флейты использовал И.С.Бах в пьесе «Шутка» из второй оркестровой сюиты.

Римский-Корсаков так писал о выразительных свойствах флейты: "Тембр холодный, подходящий к мелодиям грациозного и лёгкого характера в мажоре, с оттенком поверхостной грусти - в миноре."

В отличии от трёх других представителей группы деревянных духовых, музыкант держит флейту при игре не вниз, а вбок, параллельно полу, поперёк телу, прикладывая губы к боковому отверстию. Оттого её иногда называют поперечной флейтой, в отличии от её предшественницы, - продольной блок-флейты.

Флейта пикколо (piccolo - по-итальянски - «маленький») в два раза меньше обычной флейты. Пикколо всегда занимает первую строчку в любой партитуре, написанной для симфонического оркестра. Относится к дружной семейке деревянных духовых инструментов. В симфоническом оркестре флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта, - флейта-пикколо.

Флейта пикколо звучит выше и ещё легче своей большой сестры, а иногда – пронзительно. Резкий свист «пикколки» (так её называют музыканты) прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

Композитор Лядов в симфонической картине «Кикимора» для изображения озорной, капризной Кикиморы выбрал самую тоненькую флейту,- флейту малышку, с её пронзительным, высоким звуком.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами. Это как бы миниатюрная копия военного марша, - ведь дети подражают настоящим солдатам.

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Ольга Григольц

    В музыкальном лектории Пикколо нам посчастливилось посмотреть несколько спектаклей. Я говорю "посчастливилось" без всякого преувеличения и не для красного словца. Чувство радости и наполненности добротой охватывает здесь не только детей, но и взрослых. Спящая красавица, Петя и волк, занятия, посвященные музыкальному инструменту-невидимке и вибрафону надолго стали предметом домашних обсуждений и воспоминаний. Действительно, замечательному автору и "сказочнице" Ольге Пикколо вместе с окружающими её на сцене артистами удается невероятное: мало того, что спектакли буквально приковывают внимание маленьких зрителей, завораживая, увлекая, восхищая, но и после своего завершения еще долго волнуют воображение. Очевидно, такой эффект не является самоцелью и тщательно выверенной стратегией автора проекта Ольги Пикколо. Просто, мне кажется, она вся соткана из маленьких сказок и для нее жизнь взрослая - это жизнь большого ребенка
  • Наталья Вихман

    Уважаемое Пикколо! Знакомство с тобой – большая радость и удача для нашей семьи. Случайно увидев на форуме Littleone тему- приглашение на концерт «Семейка ударных в театральном музее», мы подумали: «Почему бы и нет? Ведь любит же наше 3-х летнее чадо барабанить, слушать марши и совершать «экскурсии» по магазинам музыкальных инструментов!» Правда, у нас уже был некоторый опыт общения с классической музыки на семейных концертах в филармонии и в капелле, и как сначала нам показалось, опыт удачный, но видно, ребенок воспринимает музыку очень серьезно и эмоционально переживает намного больше нас взрослых, потому что при предложении сходить снова в филармонию или капеллу мы получали категорический отказ. Очень важно, что каждый концерт – это обращение к одному или нескольким похожим инструментам (часто в сопровождении рояля), что дает возможность ребенку сосредоточится и уловить все до деталей, узнать какие звуки может издавать тот или иной инструмент (например, тромбон может квакать, а саксофон - смеяться) – ведь это же так интересно, нескучно и очень запоминается. Очень важно, что все представление – не на сцене, а перед ней. Нет никаких перегородок, ты сам становишься участником действия. Все видно и слышно. Не даром вопросы: «А почему он так надувал щеки?», «Из чего сделаны эти инструменты?» - это в концерте про старинные духовые инструменты, « А как называют музыканта, который играет на фаготе? а на тромбоне?», «А фагот выше, чем я или я выше» и пр. Кстати, все вопросы можно задать и обсудить сразу после концерта. Занавес не опускается. И после концерта никто не разбегается, можно потрогать и поиграть на инструментах, сфотографироваться с музыкантами, задать вопросы и, например, помериться ростом с фаготом. Очень важно, что это не один концерт, не два и не три. Это большая, длинная программа. Кто-то будет ее мимолетным участником, а для кого-то – это станет хорошей, семейной традицией. Ведь это тоже важно (и для ребенка особенно, когда в жизни есть что-то постоянное, прочное и доброе). Надеюсь, наша семья станет верным и надежным вашим другом на долгие годы. Наташа, Артем и Саша. PS. Особая наша благодарность и любовь – ведущей и руководительнице – Ольге Максимовой.
  • Сергей Титов

    Спасибо, что праздник прекрасной музыки будет теперь продолжаться и продолжаться для нас! Мы сегодня побывали в гостях у колокольчиков и ксилофона. Тася называет Ваши концерты-сказки (ну никак не могу назвать их сухим словом-лекции) занятиями. Теперь мы Ваши прилежные, влюбленные и благодарные ученики. Спасибо за Ваше внимание и теплые слова. Учиться у Вас сплошное удовольствие. И не только музыке.
  • К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов

    Петербургский писатель Александр Мелехов заметил, что человек отличается от высокоразвитого животного лишь одним: он способен отдать много времени и затратить большие усилия на решение задач, которые заведомо не принесут ему и его окружению материальных благ. По существу, это определение характеризует не "узконосого примата", а творческую личность. Фантазия, эмоциональность, интерес и любовь к творческим поискам - встреча с этими ценностями в спектакле "Маленький принц" подобна свежему воздуху. Как важно в наше время увидеть прекрасное в личности из незнакомого мира! После спектакля на душе светло и чувствуется прилив сил. Спасибо всем участникам этой неординарной работы. С уважением, К.В.Сапожникова и Р.Е.Тайманов, ВНИИМ им.Д.И.Менделеева, Санкт-Петербург