18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

виолончель

 

влияние виолончели на детей

 

старинные музыкальные инструменты

 

Флейта духовые инструменты

 

тембры музыкальных инструментов

 

вибрафон

 

арфа

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Как ведущая концертов, я применяю на них некоторые формы рецептивной (пассивной) и активной импровизационной музыкальной терапии:

    • воздействие на ребёнка живых инструментальных тембров
    • союз музыки и слова; форма концерта-сказки
    • двигательная импровизация
    • элементарное музицирование
    • синкретизм музыки, слова и песочной живописи

Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей- пассивный, рецептивный.

Начну с моих наблюдений о воздействии различных инструментальных тембров на поведение детей – как формы рецептивного, пассивного терапевтического воздействия. Прежде всего, живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

Тембры различных инструментов дети воспринимают совершенно по-разному, по-разному на них откликаются, изменяясь на глазах.

Влияние виолончели на детей с аутизмом

Удивительно благотворно действует на детей голос виолончели, словно ведёт в филармонический зал с его нарядной строгостью и классической гармонией. Услышав её выразительный, певучий, глубокий, бархатный тембр, дети входят в классический и по-Моцартовски стройный и ясный мир гармонии, который начинает наполнять и их самих. Тембр виолончели дети принимают быстро и естественно благодаря её певучему, «человеческому» голосу, а также корпусу, напоминающему человеческую фигуру.

Джульетта Алвин в своей замечательной книге «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» пишет о своих занятиях с аутичным мальчиком, из всех предложенных инструментов выбравшим именно виолончель. Пытаясь играть на ней, он «проникся» к ней, затихая, слушал её. Инструмент стал для ребёнка средством самовыражения, посредником между ним и миром.

На мои концерты часто приходит четырёхлетний тихий красивый светловолосый мальчик. Его зовут Саша, и, по словам мамы, при рождении ему прописали аутичный спектр. Виолончель произвела на него колоссальное впечатление! Он стал почти олицетворять, идентифицировать себя с ней. Дома сделал виолончель из бумаги и часами «играл» на ней. Из всех музыкальных инструментов, услышанных на тридцати разных моих концертах, он выделил именно виолончель, как наиболее понравившийся ему инструмент.

Тембры духовых инструментов

Голос трубы и тромбона для малышей всегда неожиданные своей яркостью, иногда слишком открытым для них звуком. Первая реакция – закрыть уши, спрятаться. Дети, непривыкшие к живому исполнению музыки, пугаются. Но уже через несколько минут случается чудо: сверкающие звуки медных духовых заставляют детей забыть о возможно вялом и усталом состоянии, выпрямить спины и в таком радостном, напряжённом пружинистом волнении сидеть до последних звуков. Фанфары призывают слушать, глаза блестеть и наполняют энергией. Тембры медных духовых инструментов хороши для детишек вялых, пассивных.

Инструменты, которые раскрепощают

При звучании негромкой волынки, варгана, ксилофона или саксофона с их праздничным звуком, дети оживляются, активно двигаются, могут даже пошуметь на общем эмоциональном подъёме. Эти инструменты раскрепощают, освобождают стеснительных и робких ребятишек, зовут к движению, танцу.

      Удивительное изменение с малышом трёх лет наблюдала я несколько месяцев на своих концертах. Когда мы познакомились, Саша, крепкий, с лукавыми глазами малыш, весь концерт просидел на руках у папы. При этом папа стоял в дверях, готовый в любой момент, при первом недовольстве ребёнка, скрыться. Но, к его удивлению, недовольства так и не наступило. Более того, мальчик, по окончанию концерта, по-прежнему молча, даже подошёл к ксилофону, взял в руки палочки и притронулся к его металлическим пластинкам.

На следующем концерте Саша по-прежнему сидел у папы на руках, но уже в первом ряду! Сейчас Саша почти «ведёт» все мои концерты, активно включаясь в словесную игру, которую я предлагаю моим маленьким слушателям. Более того, он начал заниматься на ксилофоне. Его любимыми инструментами стали медные духовые, ударные, саксофон, а любимым стилем – джаз.

Влияние старинных музыкальных инструментов

А теперь – о тех тембрально идеальных для детей инструментах, которые способны переродить на глазах у потрясённых родителях самого непоседливого, проблемного, шумного ребёнка. И, пожалуй, именно для таких детей они всех нужнее.

К ним относятся старинные инструменты - виола, арфа, блок-флейта, клавесин, крумхорн, окарина. Звучание этих инструментов словно доносится из глубины веков. Этот островок тишины в современной шумной жизни настолько непривычен, что дети сразу замирают и в этом очарованном тихом состоянии сидят до конца концерта. В современном мире всё чаще встречаются понятия «арфотерапия», «флейтотерапия», «кантелетерапия». И это не случайно. Звуки вышеперечисленных инструментов – наиболее сильно действующие. Это связано с их особой тембральной краской, - приглушённой, матовой, вибрирующей, завораживающей, непривычной современному уху, необъяснимой, волшебной.

Вибрафон и музыкальная терапия для детей

Ещё один очень сильно действующий на маленьких слушателей музыкальный инструмент - вибрафон. Стоит раздаться звукам вибрафона, как на зал вдруг словно набрасывается чарующая тень, таинственная вуаль, волшебное покрывало СКАЗКИ.

Сколько раз концерт в детском саду, ещё не успев начаться, вдруг оглашался безудержным плачем одного, а потом, по цепочке, и других малышей. Ведь всё кругом так незнакомо: большой зал, посередине сцены большой инструмент на колёсиках, с длинными трубами-сосульками.

Но появляется артист. Мягко и властно говорит «Не плачьте!» Пять палочек в его руках бережно и осторожно касаются золотых пластинок. И слёзы ещё текут по щекам детей, а в глазах уже – удивление от начала сказочного чуда: звуки колдуют и волшебно дрожат, сплетаются и манят, неожиданно захватив всё внимание. И начинается та колдовская чудесная тишина, которую я люблю больше всего: тишина звучащая, наполненная восторгом и чистотой. Здесь главным рассказчиком становится вибрафон. Ещё дрожат в зале последние звуки музыки Марчелло, которые доводит до смысловой тоники чей-то детский голос: «Как в сказке…»

И затем уже я начинаю вплетать сказочную нить в музыкальную оправу и радостно чувствую подготовленную звучанием инструмента тишину, напряжённую детским вниманием.

      После концерта дети не расходятся. Сидят умиротворённые, очарованные волшебством. Ждут продолжения сказки. Так нелегко проститься с чудом! Так хочется познакомиться с волшебником, уже убирающим пять палочек в чехол. И начинается «закулисье». Некоторые подходят и неумело благодарят: «Мне очень понравился концерт». Другие неожиданно раскрываются и начинают игру в знакомство: «Как Вас зовут?» Или вдруг начинают делиться секретами: « А у меня гитара дома есть»; « А мне мама туфли новые купила!»; « У меня зуб выпал. Хотите, покажу?»; «А можно на вибрафоне поиграть?» Это неожиданное раскрытие детей – лучшая награда мне за концерт.

Арфа и виола

Много раз наблюдала за малышами, слушающими арфу или виолу, и каждый раз отмечала один любопытный момент. После последних звуков инструмента несколько секунд стоит чудесная звучащая тишина, как продолжение музыки, звучащей до этого… Она входит в детей и какое-то время, наполняя их, заставляет забыться, околдовывает, словно переносит их в другой мир, распуская в них чудесный цветок. И лишь спустя некоторое время, раздаются аплодисменты. Эта тишина сравнима с колдовской звучащей тишиной белой ночи в Петербурге, с её наполненной томительностью, внутренним свечением. И вдруг всё заканчивается,– сводят мосты, и рёв машин вдруг нарушает тишину.

Грамотное музыкальное воздействие инструментальных тембров на детей может в терапевтическом плане быть очень эффективным. Слушая голоса блок-флейты, вибрафона, клавесина, арфы, виолы, ребёнок возвращается к первоистокам своей души, к чистоте, первозданности, освобождается от всего лишнего и наносного, негативного, случайного. Происходит вслушивание в себя, ощущение расслабленности, умиротворения, очищения, гармоничности, и нет уже границы между музыкой и тобой. Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей через слушание и восприятие живого тембра инструмента – пассивный, рецептивный. Является основой для налаживания музыкальных взаимоотношений между внутренним миром малыша и миром, его окружающим.

В конце всех концертов инструмент, который пока только слушался и виделся, я разрешаю потрогать и даже попробовать поиграть на нём. Так, восприятие инструмента проживается уже активно, телом, пальцами, под руководством солиста. Это еще один аспект музыкальной терапии для детей.

Три следующих метода, которые я использую на концертах, - активные, часто непредсказуемые и импровизационные, превращающие обычный концерт в непрерывный диалог между мной и группой из 25-30 детей.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Валентина Бойко, мама Саши, 2,8 лет.

    Мой первый ангел песенку поёт.  Второй на флейте песенку играет.  А третий ангел в облако ныряет,  в прозрачный бубен с бубенцами бьет.  Четвёртый ангел в синюю трубу свою дудит,  а пятый ангел на меня глядит.....  Вот и пролетели наши музыкальные деньки в чудесном и сказочном месте , в международном музыкальном лагере "Пикколо" , каждый день мы трудились и наполнялись музыкой и чудом , атмосфера лагеря была наполнена светом и миром , как же это прекрасно , иметь такую возможность , благодарю  Вас дорогие наши преподаватели и организаторы , для нас свершилось настоящее чудо , мы сблизились с музыкой !  Хочу выразить огромную благодарность организаторам и преподавателям музыкальной школы "Пикколо" . Низкий поклон вам ! Храни Вас Господь! Всегда с вами , с уважением , Валентина и Сашенька Бойко .
  • Сергей Титов

    Здравствуйте! Наша семья давно подружилась с детским музыкальным проектом "Пикколо". С уверенностью можем сказать, что это один из сильнейших лекториумов для детей в нашем родном городе. Дочка с большим удовольствием ходит на концерты-сказки Ольги Пикколо. Много нового и интересного узнает и рассказывает потом о музыке. Порадовало нас и открытие музыкальной школы для малышей. А уж когда мы узнали, что в числе преподавателей этой замечательной сказочной школы волшебничает теперь и наша любимая музыкальная фея Михайлова Светлана Евгеньевна, радости нашей не было предела! Вот и захотелось немного рассказать об этом редчайшем Человеке и Учителе всем, кто хочет привести своих деток в волшебный мир музыки дорогой радости и сказки. Мы познакомились со Светланой Евгеньевной давно, когда дочке только исполнился годик. Очень непросто было нам найти в одном лице и музыканта, и сказочницу, и опытного преподавателя, и человека, чувствующего и любящего ребенка по закону Бога. Вот просто потому, что нельзя не любить. Нам повезло встретить Светлану Евгеньевну и с тех пор у дочки есть огромный, добрый и очень интересный мир музыки. На все свои вопросы дочь всегда получает понятные и очень полные ответы. Каждое занятие - это праздник, маленькая сказка-приключение с огромным вложенным в нее новым знанием. Я не специалист и не могу назвать методику, по которой работает Светлана Евгеньевна. Зато могу рассказать, что за одно занятие дочка получает массу разнообразных знаний и навыков при этом не переставая играть и жить в своем сказочном мире. Наша девочка например уверена, что сами гномы приходят по ночам к ее сказочной учительнице, чтобы побольше узнать о музыке, научиться петь и играть на разных музыкальных инструментах. Можно бесконечно рассказывать и писать об этом удивительном человеке. Но, поверьте, лучше один раз побывать вместе с малышом на сказочном музыкальном занятии со Светланой Евгеньевной. И мы уверены, что Вы не захотите расстаться с ней никогда. Как это случилось с нашей семьей.
  • Анна Рапопорт

    Честно говоря, я бесконечно, по-белому, завидую своим детям. Я совершенно далека от музыки - возможно, потому что в моем детстве не было Пикколо. Я безумно рада, что детство моих мальчиков проходит в Петербурге и в те годы, когда Ольга Пикколо проводит эти замечательные концерты. Мы два года ходим в Пикколо", дети растут вместе с музыкой, которую так талантливо, красиво и понятно им там дарят . Но мне хочется сказать пару слов не только как благодарной маме, но и как филологу, краеведу, кандидату педагогических наук. "Пикколо" - это совершенно необходимая часть развивающей среды, в которой должны расти наши дети. Я знаю многих родителей, которые много внимания уделяют чтению, интеллектуально му развитию, экскурсиям, спорту и при этом совсем забывают об эмоциональной сфере. "Пикколо" заполняет этот пробел, каждый концерт - это сгусток эмоций, но при этом эмоции от музыки не зашкаливают, не сбивают ребенка с ног, они очень бережно, аккуратно перетекают в душу ребенка и постепенно "лепят" её . "Пикколо" - очень петербургский проект, он так здорово гармонирует с нашими дождями и грозами, со стенами Мариинки и музеев, а сама Ольга, невероятно элегантная и прекрасная во всех отношениях - прям-таки воплощение духа петербургской музыки. Простите за пафос, но не сдержаться. Спасибо огромное, Ольга, Вам лично и всем Вашим помощникам и коллегам!
  • Маша Макаренко

    Ольга, добрый вечер! Мы сегодня с Федором были на Вашем "Маленьком принце" в Концертном зале Мариинского театра. В основном Федя на концерты ходит с папой, поэтому для меня песочная анимация сегодня - первый опыт. Милая Ольга! Спасибо Вам огромное за этот чудеснейший подарок. Удивительное дело - Ваша сказка и песчаный рисунок вызвали во мне такую бурю эмоций, что я едва смогла сдержать слезы. Очень хорошо, правда. Федор наш, конечно, маловат еще, наверное, чтобы прочувствовать философию сюжета, но за красоту он уцепился и слушал, раскрыв рот. Еще раз спасибо