18 сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

концерт сказка

 

сказкотерапия

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

После концертов Детского музыкального лектория «Пикколо» многие удивляются, говоря мне: «Как вы владеете детской аудиторией!» Я думаю в ответ: владею не только я, - владеют детьми СКАЗКА И МУЗЫКА. Я рассказываю, дети включаются в рассказ, подхватывают известную сказку, продолжают начатые мной фразы. Такой концерт сказка напоминает весёлую игру в пинг-понг.

Сказкотерапия - это второе, что я постоянно использую на концертах в союзе с музыкотерапией.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, не сказочные концерты, а ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями. Дети, вынужденные отвечать мне, потому что просто не могут в тот момент не ответить, начинают со мной длящийся все 45 минут диалог. Диалог этот, как и музыка, становится опять же мостом социализации детей, связывающим его мир с внешним. Так неожиданно для многих родителей дети сами собой раскрепощаются, открываются, идут на непроизвольный контакт, вызванный концертом сказкой, вербальной игрой. Главное - создать для этого удобные, комфортные, увлекательные для него условия, помочь ребёнку сделать нужный выбор и ход самому, перефразируя известный постулат Монтессори «Помоги мне это сделать самому».

«Жил-был на свете в одном дворце прекрасный молодой с короной на голове…», - начинаю я.

«Принц!», - радуясь очевидному ответу и своей уверенности, выпаливают маленькие мои друзья.

«Но не было у него прекрасной молодой…» - продолжаю.

«Принцессы!!»

А дальше в музыку на минуту вплетается музыка и, прослушанная детьми на одном дыхании, снова сменяется сказкой. Стараюсь рассказывать так, словно в первый раз, и словно всё это происходило со мной. Если сказка передаётся образно, ярко, с паузами в нужных местах, с нужными интонациями, то ребёнок, слушая, забывает про всё на свете. Забывается, заслушавшись сказкой, музыкой, игрой артиста, и иногда даже прерывает концерт непроизвольными выкриками.

Бывает, пропускаю что-то в известном малышам сказочном повествовании. И вдруг – чей-то запальчивый, срывающийся от волнения голосок: «Нет, там не так!» Праведный гнев, внимательный к мельчайшим деталям. ( как сказочным, так и к неожиданной царапине на коленке).

Был такой случай. На одном из концертов рассказываю сказку «Белоснежка и семь гномов». Дохожу до того момента, когда гномы возвращаются домой, и один из гномов видит девочку в своей постели. Удивлённый, он зовёт к себе своих друзей: «Идите сюда, посмотрите!» Я произношу слова гнома, и вдруг мои маленькие слушатели разом встают со стульчиков и, и, как один, медленно, во власти сказки, подходят ко мне. Вот она, магия слова!

Слушая музыкальный концерт сказку, дети меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, гиперактивный малыш, с трудом сосредотачивающийся, - успокаивается, концентрируется, дав волю фантазии. Аутичные дети, слушая сказку и помогая мне её рассказывать, идут на контакт, который даётся им так непросто. Не устаю рассказывать сказки классические и много раз всеми читанные. На концерте чувствую в детях восторг узнавания сказки, уверенность от сознания того, что всё уже ясно наперёд, но всё равно хочется слушать снова и снова, упиваясь мельчайшими подробностями. Так, наверное, малыш изо дня в день трогает знакомое до боли лицо матери и каждый раз радуется этому вспоминанию.

Вспоминаются слова русского детского педагога, последователя идей М. Монтессори - Юлии Фаусек: «Ребёнку нужно утвердить в себе известное, чтобы понять вполне неизвестное. Если неизвестное не поддаётся пониманию, он возвращается к известному и в нём ищет подкрепления. И часто бывает, что неизвестное открывается ему мгновенным озарением, интуицией только потому, что известное утверждено в нём непоколебимо» .

Умелой связью музыки и слова развивается детское внимание. Ко мне на концерты приходила и продолжает приходить каждую неделю очаровательная четырёхлетняя Соня с папой, очень живая, непосредственная, всегда радостная малышка. Первые концерты она и пяти минут не могла усидеть на своём стуле, постоянно вскакивая с него, подбегая ко мне, что-то спрашивая, перебивая меня, хватая детские музыкальные инструменты, лежащие на столике, пританцовывая и щебеча. Умная и сообразительная, но гиперактивная, она мне очень мешала, и я несколько раз пыталась её объяснить, что во время концертов детям разрешаю вставать только я. Но вот третий, четвёртый концерты, и Соню уже не узнать. Она вся в процессе, вся во внимании, ловит каждое моё слово и отвечает вовремя на все вопросы. Зато, когда я приглашаю маленьких слушателей объединиться на сцене в оркестрик, она первая стрелой слетает со стула и хватает давно намеченную шумелку.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Елена Ермакова

    Спасибо большое за замечательный концерт в Концертном зале Мариинки!!!Мы всей семьёй благодарим волшебницу Ольгу и всех музыкантов и артистов. Это была настоящая сказка!!!
  • Леонид Иновлоцкий

    «Детство Моцарта, или встреча со Сверчком». - Дедушка, дедушка, дай скрипку, я хочу, как сверчок! Мой пятилетний внук Мишенька теребит мои брюки. Он полон эмоций и возбуждён... Только что он с мамой возвратился из Мариинского театра, где смотрел спектакль о детстве Моцарта. - Дедушка, там был сверчок! Он сполз со стекла и вышел на сцену. - Миша, а что потом? - А потом он заговорил человеческим голосом! Нет, нечеловеческим голосом, вот так: у-у...как в трубу заговорил. Но я всё понял. Он говорил, что подарит мелодию. И тут он вдруг вынул маленькую скрипочку и заиграл на ней. Дедушка, сними скрипку со стены! Кажется, я уже догадывался, к чему всё клонится. - Ну, а ещё что там было? - пытаюсь я отвлечь. - Там была красивая фея, она рассказывала про маленького Моцарта. Рассказывала так красиво! Дедушка, а ты умеешь так: клёк, клёк, клёк? - Конечно, умею, - поддерживаю я внука, - клёк, клёк. - Совсем не так, - перебивает Миша. Да ты хоть знаешь, что это такое? Ну, как ты не понимаешь! Это же карета везёт Моцарта к королю! А потом выходил сам Моцарт. В парике выходил. И так красиво играл на рояле. Но в конце он почему-то оказался девочкой. А вот сверчок был настоящий и он играл… он так и г р ал ! - Мишенька, а тебе папа вчера мячик купил, - я ещё на что-то надеялся. - Дедушка, дай скрипку. Я хочу, как Сверчок! И тут я понял, что малыш, которого я только, только начал обучать игре в шахматы, теперь всех нас научит играть Моцарта на скрипке. Придётся-таки снять со стены скрипку, которая провисела на ней тридцать лет.
  • Сусанна Стародубова

    ВОЛШЕБСТВО С МУЗЫКОЙ! И это, действительно, волшебство, которое подарили нам на концерте КСИЛОФОН И КОЛОКОЛЬЧИКИ. Великолепные музыканты! Чудесная ведущая, которую заслушивались взрослые, а дети смотрели как на волшебницу. А эти замечательные инструменты, которые можно было не только услышать и разглядеть, но ещё и поиграть на них вместе с настоящими музыкантами! Ну разве это не волшебство для детей? И какое важное для них! Когда они открыты всему миру, и все для них - открытие. Спасибо Ольге Пикколо, всем организаторам и участникам концерта за подаренный праздник музыки! С уважением, руководитель Центра раннего музыкального развития "Камертон" - С.Е.Стародубова. http://vk.com/club31253987
  • Руководитель Центра раннего музыкального развития

    ВОЛШЕБСТВО С МУЗЫКОЙ! И это, действительно, волшебство, которое подарили нам на концерте КСИЛОФОН И КОЛОКОЛЬЧИКИ. Великолепные музыканты! Чудесная ведущая, которую заслушивались взрослые, а дети смотрели как на волшебницу. А эти замечательные инструменты, которые можно было не только услышать и разглядеть, но ещё и поиграть на них вместе с настоящими музыкантами! Ну разве это не волшебство для детей? И какое важное для них! Когда они открыты всему миру, и все для них - открытие. Спасибо Ольге Пикколо, всем организаторам и участникам концерта за подаренный праздник музыки! С уважением, руководитель Центра раннего музыкального развития "Камертон" - С.Е.Стародубова.