17й сезон
Подписаться на афишу:
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

музыкальная терапия

 

детские музыкальные концерты

 

влияние музыки на здоровье детей

 

Ольга Пикколо

«Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку».
Сесиль Лупан. «Поверь в своё дитя»
«Для ребёнка, с ребёнком, исходя из ребёнка»
И. Г. Песталоцци

Влияние музыки на здоровье детей

Известно, что музыкальная терапия широко используется в индивидуальных занятиях с детьми. А можно ли применять какие-то ее элементы на детских концертах классической музыки?

Начав с занятий в детских садах, я со временем стала выступать на концертных площадках, куда ко мне приходили часто очень разные дети. Одни спокойные и внимательные. Другие – подвижные, неусидчивые. Третьи – застенчивые, робкие. Попадаются гиперактивные и аутичные дети, которые на концертах лектория изменяются особенно стремительно. Музыка – та безопасная и всемогущая среда, которой подвластно затронуть ребёнка с любой степенью подготовленности и интеллекта.

Я скоро увидела , сколь велико влияние музыки на здоровье детей. Поняла, что мои камерные концерты могут быть инклюзивными, то есть приспособленными для детей с совершенно разным уровнем подготовки и социальной адаптации.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями.

Терапевтические аспекты влияния музыки на здоровье детей

В течение нескольких лет я наблюдала за изменением моих постоянных маленьких слушателей, за изменением необычных детей. Разговаривала с их родителями, которые делились динамикой их поведения. Стала задумываться над тем, какие формы моей работы с малышами оказывают на них наибольшее терапевтическое воздействие. В дальнейшем познакомилась с педагогическими методиками Карла Орфа, Жака Далькроза, Марии Монтессори, с книгами о работе с аутичными детьми, например книгой Джульетты Алвин «Музыкальная терапия для детей с аутизмом». Чтение их подтвердило правильность моих находок в выбранной мной необычной форме камерного концерта. Формы работы, которые использовались этими педагогами в индивидуальной работе с детьми или с небольшой группой детей, оказались возможными и в той сфере, в которой взаимодействовала с детьми я.

Хочу поделиться своими наблюдениями и методиками которые я использую много лет в работе с детьми 2,5-7 лет на детских музыкальных концертах.

Атмосфера детского музыкального концерта Пикколо

Всегда приветствую появление необычных малышей на своих выступлениях, считая, что остальные дети только выигрывают от общения с ними, учась толерантности, наблюдая за разными сторонами жизни, становятся более гибкими и мудрыми. Стараюсь ничем не выделять общение с особыми детьми и, в то же время, незаметно для других уделяю им чуть больше времени и внимания. Ставлю на концертах задачи, одинаково не сложные и увлекательные для всех детей.

Большинство родителей, желая привести подобного ребёнка на детский музыкальный концерт, предупреждают меня об этом в письме. Я заранее узнаю о характере малыша и перед концертом поближе знакомлюсь с ним, продумывая наиболее комфортное для него место в зале.

Принципиально всегда сажаю детей на первый и второй ряды, а родителей сзади. Только в случае независимости детей от родителей на концерте я могу воздействовать на детей, взаимодействовать с ними, обращаться к ним «глаза в глаза», иногда подойти и прикоснуться, если это необходимо. Видеть глаза ребёнка мне очень важно, ибо именно тогда максимально моё взаимодействие с ним. Последнее особо важно для необычных детей, у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), внимание у которых часто рассеянное, недолгое, Стараюсь удержать взгляд таких детей как можно более долгое время, - от этого зависит очень большая доля успеха нашего дальнейшего общения.

Если же ребёнок сидит на коленях у мамы или даже просто рядом, то тогда в половине случаев ребёнок отвлекается на маму, на её пояснения, и тогда наше общение с ним становится не столь эффективно. Всегда очень внимательно и радостно читаю письма родителей, которые, в большинстве случаев, пишут мне об изменениях в успехах подобных детей. Вот одно из них:

 

Наталия 14.04.2014

Спасибо большое за удовольствие от концертов, котор ое мы получаем вместе с сыном. Мы очень волновались, как ребенок с сенсорными нарушениями сможет выдерживать концерт, будет ли ему понятно. Благодаря профессионализм у Ольги, ее музыкальному чутью и умению правильно подать, мальчик смог погрузиться в необыкновенный мир классической музыки. Удивительно, но даже нелюбимая композиция из передачи "Спокойной ночи", от которой он затыкал уши, показалась ему приятной и красивой в живом исполнении музыкантов, которых приглашает Ольга. Ребенок с особенным ощущением и восприятием звуков понял и принял все концерты. Прекрасен выбор каждой программы. Чувствуется, с какой любовью Ольга обдумывает подход к каждой композиции, чтобы детям было интересно и понятно. Я бы назвала этот проект "инклюзивным" для детей с особенностями эмоционального развития. Тут есть место для всех. Замечаю, что приходят детки с СДВГ. Часто мамы боятся приводить их "в общество", но Ольга мудро и профессионально разместит ребенка, чтобы он мог вовремя выйти и выплеснуть энергию. Длительность концерта выбрана очень правильно - дети не успевают перегрузиться, есть возможность встать и присоединиться к общему выступлению с маленькими музыкальными инструментами, сбросить усталость и размяться перед последними композициями. К концу сезона концертов лектория сын стал пробовать петь в коллективе, появилась потребность. Это очень важно в сенсорной интеграции таких деток. С удовольствием будем продолжать ходить к вам. Даже не знаю, кто из нас с ребенком получает большее удовольствие! Спасибо еще раз за трогательное внимание к сыну, к его проблемам и поддержку.

 

В продолжение этой статьи хочу рассмотреть несколько аспектов, которые, как мне кажется, существенно влияют на детей с терапевтической точки зрения.

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2015 ДМЛ «Пикколо»
  • Наталия Егорова

    Здравствуйте, все будущие и настоящие слушатели "Пикколо"! Мы с дочкой ходим на концерты уже второй год. Растем вместе :). Каждый концерт - это настоящий праздник, который мы ждем с нетерпением. Дочка - большая непоседа, поэтому, во-первых, хочу выразить огромную благодарность Ольге Михайловне за терпение и индивидуальный подход к каждому маленькому слушателю. Спасибо! "Пикколо" - это удивительный проект, когда знакомство с музыкой и инструментами, проходит в форме сказки и инструменты можно в прямом смысле все потрогать. За это время я поняла, что моя дочка может слушать один и тот же концерт как и сказку много раз. На "Вибрафон" мы ходили раз пять. Сейчас, когда приходят маленькие гости, ставлю диск Алексея Чижика, эта волшебная музыка творит чудеса: ни какого раздела имущества и ссор - дети мирно играют :). Иногда Танюшка сама просит включить ей диск и под музыку играет в свои любимые кубики, строит какие-то невероятные дворцы и башни, которые по всем законам физики должны рухнуть, а они стоят - волшебство :). Удивительно и то, что даже те моменты, которые, как мне кажется, дочка слушает не внимательно, отвлекается, помнит, потом мне рассказывает. Замечу, что начала водить на концерты дочку, но и сама получаю огромное наслаждение и новые знания. Не сомневайтесь - приходите со своим малышом на концерт! Доброжелательная атмосфера, создаваемая прекрасной ведущей, и уровень концертов - очень высокая планка! Спасибо!
  • Юлия Милешкина

    Моей дочке 5,5 лет, она с удовольствием ходит на концерт. Восхищает доступность ( произведения короткие и детские), интерактивность ( все можно потрогать) и возможность с 2-3 метров наблюдать за музыкантами, что позволяет ребенку быть полностью включенным.. Она мне говорит, мне очень нравится, давай на следующий год купим.. Меня смутило только одно. Концерты позициионируются как мероприятия от 3 до 8 лет ( если не путаю верхнюю границу) . По моим ощущениям , скорее возраста не границы присутствующих на концерте от 1,5 лет до 4. Большая часть. Например, детей в возрасте 5-6 лет , мало, это скорее старшие братья - сестры, чем отдельная группа. Я хотела предложить может быть еще разделение по возрастам: от 1 до 4, от 4 до 7. Потому что задания менее интересны детям постарше. И некоторые формы объяснения ориентированнее на совсем маленьких слушателей, что снижает познавательную активность других детей. Хотелось бы видеть больше ровесников на концертах
  • Наталия Козловская

    Огромное спасибо Ольге Пикколо, музыкантам Федору Кувайцеву,Владимиру Козлову и Леве Журавскому, всем организаторам сегодняшнего концерта за замечательную работу!! Видно, что за мастерством рассказчика и виртуозностью исполнения стоит огромный труд. Очень непросто так легко и непринужденно говорить о сложных вещах. Получили такое удовольствие.... Никакой халтуры, все очень тонко, искренне, интересно и занимательно. Концерты-занятия рекомендую всем.
  • Татьяна Полякова

    А мы оставим отзыв об уроках сольфеджио Звенящие голоса. После неудачного опыта музыкальной школы, я переживала что Соня (5.5 лет) не захочет снова изучать музыку... Но, о чудо! Светлана Николаевна это педагог такого космического уровня, что Занятия становятся маленьким праздником музыки! Спасибо вам за то, что обучение может быть радостным, позитивным и внимательным! В такой атмосфере ребёнок схватывает все налету!)