20 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
ruenfideites
Подписаться на афишу:
виолончель

 

влияние виолончели на детей

 

старинные музыкальные инструменты

 

Флейта духовые инструменты

 

тембры музыкальных инструментов

 

вибрафон

 

арфа

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Как ведущая концертов, я применяю на них некоторые формы рецептивной (пассивной) и активной импровизационной музыкальной терапии:

    • воздействие на ребёнка живых инструментальных тембров
    • союз музыки и слова; форма концерта-сказки
    • двигательная импровизация
    • элементарное музицирование
    • синкретизм музыки, слова и песочной живописи

Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей- пассивный, рецептивный.

Начну с моих наблюдений о воздействии различных инструментальных тембров на поведение детей – как формы рецептивного, пассивного терапевтического воздействия. Прежде всего, живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

Тембры различных инструментов дети воспринимают совершенно по-разному, по-разному на них откликаются, изменяясь на глазах.

Влияние виолончели на детей с аутизмом

Удивительно благотворно действует на детей голос виолончели, словно ведёт в филармонический зал с его нарядной строгостью и классической гармонией. Услышав её выразительный, певучий, глубокий, бархатный тембр, дети входят в классический и по-Моцартовски стройный и ясный мир гармонии, который начинает наполнять и их самих. Тембр виолончели дети принимают быстро и естественно благодаря её певучему, «человеческому» голосу, а также корпусу, напоминающему человеческую фигуру.

Джульетта Алвин в своей замечательной книге «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» пишет о своих занятиях с аутичным мальчиком, из всех предложенных инструментов выбравшим именно виолончель. Пытаясь играть на ней, он «проникся» к ней, затихая, слушал её. Инструмент стал для ребёнка средством самовыражения, посредником между ним и миром.

На мои концерты часто приходит четырёхлетний тихий красивый светловолосый мальчик. Его зовут Саша, и, по словам мамы, при рождении ему прописали аутичный спектр. Виолончель произвела на него колоссальное впечатление! Он стал почти олицетворять, идентифицировать себя с ней. Дома сделал виолончель из бумаги и часами «играл» на ней. Из всех музыкальных инструментов, услышанных на тридцати разных моих концертах, он выделил именно виолончель, как наиболее понравившийся ему инструмент.

Тембры духовых инструментов

Голос трубы и тромбона для малышей всегда неожиданные своей яркостью, иногда слишком открытым для них звуком. Первая реакция – закрыть уши, спрятаться. Дети, непривыкшие к живому исполнению музыки, пугаются. Но уже через несколько минут случается чудо: сверкающие звуки медных духовых заставляют детей забыть о возможно вялом и усталом состоянии, выпрямить спины и в таком радостном, напряжённом пружинистом волнении сидеть до последних звуков. Фанфары призывают слушать, глаза блестеть и наполняют энергией. Тембры медных духовых инструментов хороши для детишек вялых, пассивных.

Инструменты, которые раскрепощают

При звучании негромкой волынки, варгана, ксилофона или саксофона с их праздничным звуком, дети оживляются, активно двигаются, могут даже пошуметь на общем эмоциональном подъёме. Эти инструменты раскрепощают, освобождают стеснительных и робких ребятишек, зовут к движению, танцу.

      Удивительное изменение с малышом трёх лет наблюдала я несколько месяцев на своих концертах. Когда мы познакомились, Саша, крепкий, с лукавыми глазами малыш, весь концерт просидел на руках у папы. При этом папа стоял в дверях, готовый в любой момент, при первом недовольстве ребёнка, скрыться. Но, к его удивлению, недовольства так и не наступило. Более того, мальчик, по окончанию концерта, по-прежнему молча, даже подошёл к ксилофону, взял в руки палочки и притронулся к его металлическим пластинкам.

На следующем концерте Саша по-прежнему сидел у папы на руках, но уже в первом ряду! Сейчас Саша почти «ведёт» все мои концерты, активно включаясь в словесную игру, которую я предлагаю моим маленьким слушателям. Более того, он начал заниматься на ксилофоне. Его любимыми инструментами стали медные духовые, ударные, саксофон, а любимым стилем – джаз.

Влияние старинных музыкальных инструментов

А теперь – о тех тембрально идеальных для детей инструментах, которые способны переродить на глазах у потрясённых родителях самого непоседливого, проблемного, шумного ребёнка. И, пожалуй, именно для таких детей они всех нужнее.

К ним относятся старинные инструменты - виола, арфа, блок-флейта, клавесин, крумхорн, окарина. Звучание этих инструментов словно доносится из глубины веков. Этот островок тишины в современной шумной жизни настолько непривычен, что дети сразу замирают и в этом очарованном тихом состоянии сидят до конца концерта. В современном мире всё чаще встречаются понятия «арфотерапия», «флейтотерапия», «кантелетерапия». И это не случайно. Звуки вышеперечисленных инструментов – наиболее сильно действующие. Это связано с их особой тембральной краской, - приглушённой, матовой, вибрирующей, завораживающей, непривычной современному уху, необъяснимой, волшебной.

Вибрафон и музыкальная терапия для детей

Ещё один очень сильно действующий на маленьких слушателей музыкальный инструмент - вибрафон. Стоит раздаться звукам вибрафона, как на зал вдруг словно набрасывается чарующая тень, таинственная вуаль, волшебное покрывало СКАЗКИ.

Сколько раз концерт в детском саду, ещё не успев начаться, вдруг оглашался безудержным плачем одного, а потом, по цепочке, и других малышей. Ведь всё кругом так незнакомо: большой зал, посередине сцены большой инструмент на колёсиках, с длинными трубами-сосульками.

Но появляется артист. Мягко и властно говорит «Не плачьте!» Пять палочек в его руках бережно и осторожно касаются золотых пластинок. И слёзы ещё текут по щекам детей, а в глазах уже – удивление от начала сказочного чуда: звуки колдуют и волшебно дрожат, сплетаются и манят, неожиданно захватив всё внимание. И начинается та колдовская чудесная тишина, которую я люблю больше всего: тишина звучащая, наполненная восторгом и чистотой. Здесь главным рассказчиком становится вибрафон. Ещё дрожат в зале последние звуки музыки Марчелло, которые доводит до смысловой тоники чей-то детский голос: «Как в сказке…»

И затем уже я начинаю вплетать сказочную нить в музыкальную оправу и радостно чувствую подготовленную звучанием инструмента тишину, напряжённую детским вниманием.

      После концерта дети не расходятся. Сидят умиротворённые, очарованные волшебством. Ждут продолжения сказки. Так нелегко проститься с чудом! Так хочется познакомиться с волшебником, уже убирающим пять палочек в чехол. И начинается «закулисье». Некоторые подходят и неумело благодарят: «Мне очень понравился концерт». Другие неожиданно раскрываются и начинают игру в знакомство: «Как Вас зовут?» Или вдруг начинают делиться секретами: « А у меня гитара дома есть»; « А мне мама туфли новые купила!»; « У меня зуб выпал. Хотите, покажу?»; «А можно на вибрафоне поиграть?» Это неожиданное раскрытие детей – лучшая награда мне за концерт.

Арфа и виола

Много раз наблюдала за малышами, слушающими арфу или виолу, и каждый раз отмечала один любопытный момент. После последних звуков инструмента несколько секунд стоит чудесная звучащая тишина, как продолжение музыки, звучащей до этого… Она входит в детей и какое-то время, наполняя их, заставляет забыться, околдовывает, словно переносит их в другой мир, распуская в них чудесный цветок. И лишь спустя некоторое время, раздаются аплодисменты. Эта тишина сравнима с колдовской звучащей тишиной белой ночи в Петербурге, с её наполненной томительностью, внутренним свечением. И вдруг всё заканчивается,– сводят мосты, и рёв машин вдруг нарушает тишину.

Грамотное музыкальное воздействие инструментальных тембров на детей может в терапевтическом плане быть очень эффективным. Слушая голоса блок-флейты, вибрафона, клавесина, арфы, виолы, ребёнок возвращается к первоистокам своей души, к чистоте, первозданности, освобождается от всего лишнего и наносного, негативного, случайного. Происходит вслушивание в себя, ощущение расслабленности, умиротворения, очищения, гармоничности, и нет уже границы между музыкой и тобой. Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей через слушание и восприятие живого тембра инструмента – пассивный, рецептивный. Является основой для налаживания музыкальных взаимоотношений между внутренним миром малыша и миром, его окружающим.

В конце всех концертов инструмент, который пока только слушался и виделся, я разрешаю потрогать и даже попробовать поиграть на нём. Так, восприятие инструмента проживается уже активно, телом, пальцами, под руководством солиста. Это еще один аспект музыкальной терапии для детей.

Три следующих метода, которые я использую на концертах, - активные, часто непредсказуемые и импровизационные, превращающие обычный концерт в непрерывный диалог между мной и группой из 25-30 детей.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Андрей Долгов Если Вы хотите пригласить "Пикколо" на гастроли, а также прийти с классом начальной школы на площадку "Пикколо" и по всем остальным вопросам, свяжитесь с заместителем художественного руководителя-директора «Пикколо», Андреем Долговым
телефон: +7(952) 248-12-30   piccolo.andrej@gmail.com
Шилонцев Александр
Если вы хотите задать вопрос по абонементам или покупки билета на спектакли и концерты, свяжитесь с администратором "Пикколо", Александром Шилонцевым
телефон: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
Кристина Питиуришвили Если вы хотите пригласить "Пикколо" в свой детский сад или развивающий центр, свяжитесь с Кристиной Питиуришвили: +7 (950) 229-69-58 или piccolo.kristina@gmail.com
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Федор

    Выездной концерт детского музыкального лектория "Пикколо" состоялся сегодня в образовательном центре ЛОГОС, что в Павловске. Это несомненный успех! Зал был полон и рукоплескал замечательным исполнителям Ольге Пикколо и Алексею Чижику. Наши маленькие гости тоже приняли активное участие в действии на сцене. В конце представления у всех была возможность поиграть на этом удивительном инструменте - вибрафоне! А после концерта зрители и музыканты вместе отведали чаю с печеньем. Мы очень надеемся на то, что встречи с детским музыкальным лекторием в стенах образовательного центра ЛОГОС станут доброй традицией. Еще раз благодарим Ольгу и Алексея за прекрасный вечер.
  • Серёга Синичкин

    Спектакль "Маленький Принц" произвёл на меня и мою семью неизгладимое впечатление. Вы заново открыли для нас это замечательное произведение. Волшебное переплетение живой музыки, голоса рассказчицы Ольги и калейдоскопа песчаных образов, заворожило. Вы наполнили новыми красками любимую мною с детства повесть Антуана де Сент-Экзюпери. С удовольствием рекомендую постановки коллектива "Пикколо" друзьям. Спасибо)
  • Елена Герасенкова

    Ольга, здравствуйте! Спасибо большое за чудесные концерты и занятия в творческой мастерской. Мы с внучкой посещаем Ваши концерты с огромным удовольствием. Подскажите, пожалуйста, когда откроется запись на 6 апреля "Упрямый мальчик. Иоганн Себастьян Бах"
  • Анна Рапопорт

    Мои сыновья растут вместе с «Пикколо». Они начинали с цикла концертов о музыкальных инструментах в камерных музейных залах, затем знакомились с композиторами и вот уже третий раз приходят на песочные сказки в Мариинку-2 и Мариинку-3 (Концертный зал). Живая классическая музыка стала для них, современных петербургских мальчиков, неотъемлемой частью детства. И я не могу себе представить другого пути к великой музыке. Ольга Пикколо и ее музыканты словно берут каждого ребенка за руку и аккуратно, тактично, изящно и элегантно приводят его к этому огромному и неизвестному морю. В других обстоятельствах, с другими «проводниками» можно было бы испугаться и навсегда отвернуться от музыки. А с Ольгой музыку хочется слушать, хочется узнавать, хочется любить. И хотя мои дети не занимаются в музыкальных школах и не планируют это делать, музыка давно вошла в их сердца и, я надеюсь, останется там надолго, а через пару лет приведет их на взрослые музыкальные спектакли и концерты на главные музыкальные сцены города. «Синяя птица» безупречна. Автор, Ольга Пикколо, сумела рассказать эту непростую, наполненную философскими метафорами притчу Метерлинка, очень по-детски – но без упрощений, выделив самые главные смыслы и точно сформулировав их в финале: «Счастья не становится много, если им поделиться». При этом в спектакле нет никаких нравоучений, назидательности, и к этой, ключевой, мысли нас подводят не только слова ведущей, но и всё музыкально-сценическое действо. Идеально подобрана музыка – небольшие фрагменты перетекают друг в друга и создается впечатление единого музыкального полотна. Алексей Чижик, Полина Фрадкина и Йоэль Гонсалес играют так слаженно, так красиво, что дети считают их единым оркестром. Особенно хочется отметить игру на шумовых и ударных инструментах: в детском спектакле именно эта группа притягивает к себе особое внимание, а Йоэль Гонсалес играет с невероятным воодушевлением, выдумкой, с улыбкой на лице. Сидевшая рядом со мной девочка после спектакля просила у мамы разрешения подойти и обнять дядю, который «играл гром»... >>>