18 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Подписаться на афишу:
виолончель

 

влияние виолончели на детей

 

старинные музыкальные инструменты

 

Флейта духовые инструменты

 

тембры музыкальных инструментов

 

вибрафон

 

арфа

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Как ведущая концертов, я применяю на них некоторые формы рецептивной (пассивной) и активной импровизационной музыкальной терапии:

    • воздействие на ребёнка живых инструментальных тембров
    • союз музыки и слова; форма концерта-сказки
    • двигательная импровизация
    • элементарное музицирование
    • синкретизм музыки, слова и песочной живописи

Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей- пассивный, рецептивный.

Начну с моих наблюдений о воздействии различных инструментальных тембров на поведение детей – как формы рецептивного, пассивного терапевтического воздействия. Прежде всего, живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

Тембры различных инструментов дети воспринимают совершенно по-разному, по-разному на них откликаются, изменяясь на глазах.

Влияние виолончели на детей с аутизмом

Удивительно благотворно действует на детей голос виолончели, словно ведёт в филармонический зал с его нарядной строгостью и классической гармонией. Услышав её выразительный, певучий, глубокий, бархатный тембр, дети входят в классический и по-Моцартовски стройный и ясный мир гармонии, который начинает наполнять и их самих. Тембр виолончели дети принимают быстро и естественно благодаря её певучему, «человеческому» голосу, а также корпусу, напоминающему человеческую фигуру.

Джульетта Алвин в своей замечательной книге «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» пишет о своих занятиях с аутичным мальчиком, из всех предложенных инструментов выбравшим именно виолончель. Пытаясь играть на ней, он «проникся» к ней, затихая, слушал её. Инструмент стал для ребёнка средством самовыражения, посредником между ним и миром.

На мои концерты часто приходит четырёхлетний тихий красивый светловолосый мальчик. Его зовут Саша, и, по словам мамы, при рождении ему прописали аутичный спектр. Виолончель произвела на него колоссальное впечатление! Он стал почти олицетворять, идентифицировать себя с ней. Дома сделал виолончель из бумаги и часами «играл» на ней. Из всех музыкальных инструментов, услышанных на тридцати разных моих концертах, он выделил именно виолончель, как наиболее понравившийся ему инструмент.

Тембры духовых инструментов

Голос трубы и тромбона для малышей всегда неожиданные своей яркостью, иногда слишком открытым для них звуком. Первая реакция – закрыть уши, спрятаться. Дети, непривыкшие к живому исполнению музыки, пугаются. Но уже через несколько минут случается чудо: сверкающие звуки медных духовых заставляют детей забыть о возможно вялом и усталом состоянии, выпрямить спины и в таком радостном, напряжённом пружинистом волнении сидеть до последних звуков. Фанфары призывают слушать, глаза блестеть и наполняют энергией. Тембры медных духовых инструментов хороши для детишек вялых, пассивных.

Инструменты, которые раскрепощают

При звучании негромкой волынки, варгана, ксилофона или саксофона с их праздничным звуком, дети оживляются, активно двигаются, могут даже пошуметь на общем эмоциональном подъёме. Эти инструменты раскрепощают, освобождают стеснительных и робких ребятишек, зовут к движению, танцу.

      Удивительное изменение с малышом трёх лет наблюдала я несколько месяцев на своих концертах. Когда мы познакомились, Саша, крепкий, с лукавыми глазами малыш, весь концерт просидел на руках у папы. При этом папа стоял в дверях, готовый в любой момент, при первом недовольстве ребёнка, скрыться. Но, к его удивлению, недовольства так и не наступило. Более того, мальчик, по окончанию концерта, по-прежнему молча, даже подошёл к ксилофону, взял в руки палочки и притронулся к его металлическим пластинкам.

На следующем концерте Саша по-прежнему сидел у папы на руках, но уже в первом ряду! Сейчас Саша почти «ведёт» все мои концерты, активно включаясь в словесную игру, которую я предлагаю моим маленьким слушателям. Более того, он начал заниматься на ксилофоне. Его любимыми инструментами стали медные духовые, ударные, саксофон, а любимым стилем – джаз.

Влияние старинных музыкальных инструментов

А теперь – о тех тембрально идеальных для детей инструментах, которые способны переродить на глазах у потрясённых родителях самого непоседливого, проблемного, шумного ребёнка. И, пожалуй, именно для таких детей они всех нужнее.

К ним относятся старинные инструменты - виола, арфа, блок-флейта, клавесин, крумхорн, окарина. Звучание этих инструментов словно доносится из глубины веков. Этот островок тишины в современной шумной жизни настолько непривычен, что дети сразу замирают и в этом очарованном тихом состоянии сидят до конца концерта. В современном мире всё чаще встречаются понятия «арфотерапия», «флейтотерапия», «кантелетерапия». И это не случайно. Звуки вышеперечисленных инструментов – наиболее сильно действующие. Это связано с их особой тембральной краской, - приглушённой, матовой, вибрирующей, завораживающей, непривычной современному уху, необъяснимой, волшебной.

Вибрафон и музыкальная терапия для детей

Ещё один очень сильно действующий на маленьких слушателей музыкальный инструмент - вибрафон. Стоит раздаться звукам вибрафона, как на зал вдруг словно набрасывается чарующая тень, таинственная вуаль, волшебное покрывало СКАЗКИ.

Сколько раз концерт в детском саду, ещё не успев начаться, вдруг оглашался безудержным плачем одного, а потом, по цепочке, и других малышей. Ведь всё кругом так незнакомо: большой зал, посередине сцены большой инструмент на колёсиках, с длинными трубами-сосульками.

Но появляется артист. Мягко и властно говорит «Не плачьте!» Пять палочек в его руках бережно и осторожно касаются золотых пластинок. И слёзы ещё текут по щекам детей, а в глазах уже – удивление от начала сказочного чуда: звуки колдуют и волшебно дрожат, сплетаются и манят, неожиданно захватив всё внимание. И начинается та колдовская чудесная тишина, которую я люблю больше всего: тишина звучащая, наполненная восторгом и чистотой. Здесь главным рассказчиком становится вибрафон. Ещё дрожат в зале последние звуки музыки Марчелло, которые доводит до смысловой тоники чей-то детский голос: «Как в сказке…»

И затем уже я начинаю вплетать сказочную нить в музыкальную оправу и радостно чувствую подготовленную звучанием инструмента тишину, напряжённую детским вниманием.

      После концерта дети не расходятся. Сидят умиротворённые, очарованные волшебством. Ждут продолжения сказки. Так нелегко проститься с чудом! Так хочется познакомиться с волшебником, уже убирающим пять палочек в чехол. И начинается «закулисье». Некоторые подходят и неумело благодарят: «Мне очень понравился концерт». Другие неожиданно раскрываются и начинают игру в знакомство: «Как Вас зовут?» Или вдруг начинают делиться секретами: « А у меня гитара дома есть»; « А мне мама туфли новые купила!»; « У меня зуб выпал. Хотите, покажу?»; «А можно на вибрафоне поиграть?» Это неожиданное раскрытие детей – лучшая награда мне за концерт.

Арфа и виола

Много раз наблюдала за малышами, слушающими арфу или виолу, и каждый раз отмечала один любопытный момент. После последних звуков инструмента несколько секунд стоит чудесная звучащая тишина, как продолжение музыки, звучащей до этого… Она входит в детей и какое-то время, наполняя их, заставляет забыться, околдовывает, словно переносит их в другой мир, распуская в них чудесный цветок. И лишь спустя некоторое время, раздаются аплодисменты. Эта тишина сравнима с колдовской звучащей тишиной белой ночи в Петербурге, с её наполненной томительностью, внутренним свечением. И вдруг всё заканчивается,– сводят мосты, и рёв машин вдруг нарушает тишину.

Грамотное музыкальное воздействие инструментальных тембров на детей может в терапевтическом плане быть очень эффективным. Слушая голоса блок-флейты, вибрафона, клавесина, арфы, виолы, ребёнок возвращается к первоистокам своей души, к чистоте, первозданности, освобождается от всего лишнего и наносного, негативного, случайного. Происходит вслушивание в себя, ощущение расслабленности, умиротворения, очищения, гармоничности, и нет уже границы между музыкой и тобой. Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей через слушание и восприятие живого тембра инструмента – пассивный, рецептивный. Является основой для налаживания музыкальных взаимоотношений между внутренним миром малыша и миром, его окружающим.

В конце всех концертов инструмент, который пока только слушался и виделся, я разрешаю потрогать и даже попробовать поиграть на нём. Так, восприятие инструмента проживается уже активно, телом, пальцами, под руководством солиста. Это еще один аспект музыкальной терапии для детей.

Три следующих метода, которые я использую на концертах, - активные, часто непредсказуемые и импровизационные, превращающие обычный концерт в непрерывный диалог между мной и группой из 25-30 детей.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Оксана Лопатина

    Это не первый отзыв, который я пишу о Пикколо, но сегодня опять возникло огромное желание поделиться с другими своими переживаниями по поводу детских концертов Пикколо и высказать Ольге еще раз огромную благодарность за то, что она делает с нами и для нас. Оксана Лопатина Я постоянно живу с семьей в Москве и мы приезжаем на концерты Пикколо специально из Москвы, к сожалению не часто, но все же. В Москве, мы с дочерью (4,5 года) все время пытаемся ходить на детские концерты. Сейчас могу констатировать, что мы посетили все московские площадки и все авторские концерты с пометкой "для детей". Я неистово искала для своего ребенка хотя бы что-то близкое Пикколо и ни разу не нашла этого. Каждый раз меня изумляло одно - полное непонимание основ детского восприятия, а так же достаточно формальный подход к делу. Одеть смешные штанишки или странную шляпу... нет, это не детский концерт, этого недостаточно. Каждый раз разочаровывает то, что ведущие, как будто бы играют для себя, или для родителей и для "воспитанных детей", взрослые все понимают, но ни один детский концерт не являлся по-настоящему детским, концерты для маленьких детей - это совершенно особенная вещь, показать, что музыка - это чудо, это волшебство, как любое искусство, концертом можно вдохновить и заставить следовать музыке, оставить неизгладимый след в детском душе и сознании. Я бесконечно восхищаюсь концертами Пикколо, именно так и нужно говорить с детьми об искусстве, каждый раз встреча с пиколло - это чудо, которое меняет ребенка. Сейчас детские концерты в Москве демонстрируют полное отсутствие детской педагогики, и полное непонимание того, что дети учатся только в сказке. Какая бы не была захватывающая тема концерта, но дети - это особые слушатели, и нужно делать только для них, а не для родителей. Моя дочь до сих пор помнит последние три концерта Пикколо, что для ее возраста нормально, помнит в деталях. Мне не пришлось ей объяснять и или помогать вспомнить, что было. Она до сих пор вспоминает котиков из концерта Три сестры Флейты и так счастливо улыбается и так трепещет у нее все внутри. Она может любому объяснить чем отличаются и чем похожи эти три флейты и зачем нужна сурдина у виолончели. Но после последнего концерта "для детей" в Москве, подошла журналист с радио и попросила рассказать мою дочь рассказать, что ей понравилось и запомнилось. Я поняла, в целом концерт прошел незамеченным во всех его прекрасных деталях, который улавливали только взрослые.
  • Юлия Украинцева

    Я думала, с чего начать свой отзыв. И поняла, что эмоции это одно, а сухой остаток и искренность -другое. Буду писать о ясности, простоте и доступносии манеры подачи вами материала. И хочу показать маленькую зарисовку. Вчера, до семинара у меня утром были часы в гимназии. Я попробовала на уроке с детьми начальной школы представить себя Тётей Пикколо и провести концерт -сказку. Скорее всего, это получился урок -сказка, но.. это было до семинара. Мне очень самой понравилась тема - русские народные инструменты. Эта тема у меня была в плане по программе. А после вчерашнего посещения семинара прошли почти сутки и я пришла на другую работу к дошкольникам. Ночью и вечером времени переварить информацию у меня не было. И вот сегодня утром я решила вчерашнюю сказку про русские народные инструменты провести с малышами. Очень жаль, что никто не записал мою работу на видео. Результат превзошел ожидания : дети не просто не хотели уходить. К этой их реакции я уже привыкли. Но дети спросили, стоя на выходе в дверях зала : А когда мы снова попадем в эту русскую деревню и встретимся и поиграем на русских инструментах. Это дорогово стоило. Воспитатели тоже отметили изменения в моей работе. Похвалили моё решение пойти на курсы. Посоветовали сделать и придумать побольше таких занятий.  Сама я очень рада, что сумела в самом уже начале, надеюсь, уловить внутреннюю схему Оли Пикколо. Понимаю и признаюсь самой себе, что было кое - где сыро, что где-то дети пытались по привычке со мной вступать в диалог (они привыкли меня постоянно распрашивать и слышать ответы ), но сегодня меня эта общительность немного отвлекла. Я боялась забыть следующие слова. Но на следующей неделе попробую еще раз отработать эту тему на первоклашках.  Спасибо, Оля, за это излучение позитивных эмоций, за толчок моему творчеству. Верю, что это только начало!
  • Светлана Караханова

    Огромное спасибо за субботний концерт-занятие в Мариинке-2: необычные старинные инструменты - прародители (ну, или дальние родственники) современным флейте и скрипке, костюмы исполнителей - все это по-праздничному торжественно и неизбито. Очень люблю это фойе - отличный вид через огромный стеклянный фасад на старую Мариинку, Крюков канал, Декабристов.. Чудесное место, чудное представлениеДетки все молодчинки, особенно здорово, что Вы вызвали чуть всплакнувшую третью птичкуЯ не ее мама, но я была бы "за" :)
  • Элла Фрадкина

    "18 апреля я посетила спектакль Детского музыкального лектория "Пикколо" - "Встреча с Маленьким принцем" в Мариинском-3. Это было завораживающее зрелище. Зал, переполненный детьми и взрослыми, был погружен в магическую тишину от начала до конца, после чего аплодисменты перешли в овацию. Сидевшая позади меня Ирина Евгеньевна Тайманова - профессор консерватории - неистово кричала "Браво!" Автору этого спектакля Ольге Пикколо, ищущей новых форм в общении с юными слушателями-зрителями, на этот раз удалось подняться еще на одну ступеньку вверх на этом пути. Музыкальное действо с синтетическим воздействием на публику песочной анимации, голоса сказочницы (на этот раз Ольга Пикколо преодолела трудности артикуляции на большой зал, голос и эмоциональное наполнение были, как у хорошей драматической актрисы) игра ансамбля прекрасных музыкантов - все это органично перетекало одно в другое без швов и расслабляющих пауз. Драматургия спектакля получилась ясной и стройной. Произведения французской музыки (Дебюсси, Равеля, Пуленка, Сен-Санса, Тьерсена), которые составили основу партитуры и были аранжированные с хорошим вкусом, по стилистике удачно соединялись с текстом французского писателя. Думаю, что такой тип музыкального спектакля для детей в академическом концертном зале вносит новый современный нюанс в музыкально-просветительскую практику, ничуть не отменяя привычных форм общения музыковеда, прививающего детям необходимые навыки и знания для полноценного воспитания слушателей классической музыки.. Здесь же главенствовала чистая эмоция, что для любого вида искусства едва ли не первая составляющая.. В начали мы любим, а уж потом начинаем разбираться, за что. Заметьте, что этот отзыв пишет профессиональный музыковед-лектор с большим стажем, хорошо понимающий особенности и трудности музыкально-просветительской работы с детьми. Нынешнее поколение "компьютерных" детей в многом иное,, чем это было в прежние годы и десятилетия. Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, лектор Государственной филармонии для детей и юношества Элла Фрадкина."