18 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Подписаться на афишу:
виолончель

 

влияние виолончели на детей

 

старинные музыкальные инструменты

 

Флейта духовые инструменты

 

тембры музыкальных инструментов

 

вибрафон

 

арфа

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Как ведущая концертов, я применяю на них некоторые формы рецептивной (пассивной) и активной импровизационной музыкальной терапии:

    • воздействие на ребёнка живых инструментальных тембров
    • союз музыки и слова; форма концерта-сказки
    • двигательная импровизация
    • элементарное музицирование
    • синкретизм музыки, слова и песочной живописи

Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей- пассивный, рецептивный.

Начну с моих наблюдений о воздействии различных инструментальных тембров на поведение детей – как формы рецептивного, пассивного терапевтического воздействия. Прежде всего, живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

Тембры различных инструментов дети воспринимают совершенно по-разному, по-разному на них откликаются, изменяясь на глазах.

Влияние виолончели на детей с аутизмом

Удивительно благотворно действует на детей голос виолончели, словно ведёт в филармонический зал с его нарядной строгостью и классической гармонией. Услышав её выразительный, певучий, глубокий, бархатный тембр, дети входят в классический и по-Моцартовски стройный и ясный мир гармонии, который начинает наполнять и их самих. Тембр виолончели дети принимают быстро и естественно благодаря её певучему, «человеческому» голосу, а также корпусу, напоминающему человеческую фигуру.

Джульетта Алвин в своей замечательной книге «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» пишет о своих занятиях с аутичным мальчиком, из всех предложенных инструментов выбравшим именно виолончель. Пытаясь играть на ней, он «проникся» к ней, затихая, слушал её. Инструмент стал для ребёнка средством самовыражения, посредником между ним и миром.

На мои концерты часто приходит четырёхлетний тихий красивый светловолосый мальчик. Его зовут Саша, и, по словам мамы, при рождении ему прописали аутичный спектр. Виолончель произвела на него колоссальное впечатление! Он стал почти олицетворять, идентифицировать себя с ней. Дома сделал виолончель из бумаги и часами «играл» на ней. Из всех музыкальных инструментов, услышанных на тридцати разных моих концертах, он выделил именно виолончель, как наиболее понравившийся ему инструмент.

Тембры духовых инструментов

Голос трубы и тромбона для малышей всегда неожиданные своей яркостью, иногда слишком открытым для них звуком. Первая реакция – закрыть уши, спрятаться. Дети, непривыкшие к живому исполнению музыки, пугаются. Но уже через несколько минут случается чудо: сверкающие звуки медных духовых заставляют детей забыть о возможно вялом и усталом состоянии, выпрямить спины и в таком радостном, напряжённом пружинистом волнении сидеть до последних звуков. Фанфары призывают слушать, глаза блестеть и наполняют энергией. Тембры медных духовых инструментов хороши для детишек вялых, пассивных.

Инструменты, которые раскрепощают

При звучании негромкой волынки, варгана, ксилофона или саксофона с их праздничным звуком, дети оживляются, активно двигаются, могут даже пошуметь на общем эмоциональном подъёме. Эти инструменты раскрепощают, освобождают стеснительных и робких ребятишек, зовут к движению, танцу.

      Удивительное изменение с малышом трёх лет наблюдала я несколько месяцев на своих концертах. Когда мы познакомились, Саша, крепкий, с лукавыми глазами малыш, весь концерт просидел на руках у папы. При этом папа стоял в дверях, готовый в любой момент, при первом недовольстве ребёнка, скрыться. Но, к его удивлению, недовольства так и не наступило. Более того, мальчик, по окончанию концерта, по-прежнему молча, даже подошёл к ксилофону, взял в руки палочки и притронулся к его металлическим пластинкам.

На следующем концерте Саша по-прежнему сидел у папы на руках, но уже в первом ряду! Сейчас Саша почти «ведёт» все мои концерты, активно включаясь в словесную игру, которую я предлагаю моим маленьким слушателям. Более того, он начал заниматься на ксилофоне. Его любимыми инструментами стали медные духовые, ударные, саксофон, а любимым стилем – джаз.

Влияние старинных музыкальных инструментов

А теперь – о тех тембрально идеальных для детей инструментах, которые способны переродить на глазах у потрясённых родителях самого непоседливого, проблемного, шумного ребёнка. И, пожалуй, именно для таких детей они всех нужнее.

К ним относятся старинные инструменты - виола, арфа, блок-флейта, клавесин, крумхорн, окарина. Звучание этих инструментов словно доносится из глубины веков. Этот островок тишины в современной шумной жизни настолько непривычен, что дети сразу замирают и в этом очарованном тихом состоянии сидят до конца концерта. В современном мире всё чаще встречаются понятия «арфотерапия», «флейтотерапия», «кантелетерапия». И это не случайно. Звуки вышеперечисленных инструментов – наиболее сильно действующие. Это связано с их особой тембральной краской, - приглушённой, матовой, вибрирующей, завораживающей, непривычной современному уху, необъяснимой, волшебной.

Вибрафон и музыкальная терапия для детей

Ещё один очень сильно действующий на маленьких слушателей музыкальный инструмент - вибрафон. Стоит раздаться звукам вибрафона, как на зал вдруг словно набрасывается чарующая тень, таинственная вуаль, волшебное покрывало СКАЗКИ.

Сколько раз концерт в детском саду, ещё не успев начаться, вдруг оглашался безудержным плачем одного, а потом, по цепочке, и других малышей. Ведь всё кругом так незнакомо: большой зал, посередине сцены большой инструмент на колёсиках, с длинными трубами-сосульками.

Но появляется артист. Мягко и властно говорит «Не плачьте!» Пять палочек в его руках бережно и осторожно касаются золотых пластинок. И слёзы ещё текут по щекам детей, а в глазах уже – удивление от начала сказочного чуда: звуки колдуют и волшебно дрожат, сплетаются и манят, неожиданно захватив всё внимание. И начинается та колдовская чудесная тишина, которую я люблю больше всего: тишина звучащая, наполненная восторгом и чистотой. Здесь главным рассказчиком становится вибрафон. Ещё дрожат в зале последние звуки музыки Марчелло, которые доводит до смысловой тоники чей-то детский голос: «Как в сказке…»

И затем уже я начинаю вплетать сказочную нить в музыкальную оправу и радостно чувствую подготовленную звучанием инструмента тишину, напряжённую детским вниманием.

      После концерта дети не расходятся. Сидят умиротворённые, очарованные волшебством. Ждут продолжения сказки. Так нелегко проститься с чудом! Так хочется познакомиться с волшебником, уже убирающим пять палочек в чехол. И начинается «закулисье». Некоторые подходят и неумело благодарят: «Мне очень понравился концерт». Другие неожиданно раскрываются и начинают игру в знакомство: «Как Вас зовут?» Или вдруг начинают делиться секретами: « А у меня гитара дома есть»; « А мне мама туфли новые купила!»; « У меня зуб выпал. Хотите, покажу?»; «А можно на вибрафоне поиграть?» Это неожиданное раскрытие детей – лучшая награда мне за концерт.

Арфа и виола

Много раз наблюдала за малышами, слушающими арфу или виолу, и каждый раз отмечала один любопытный момент. После последних звуков инструмента несколько секунд стоит чудесная звучащая тишина, как продолжение музыки, звучащей до этого… Она входит в детей и какое-то время, наполняя их, заставляет забыться, околдовывает, словно переносит их в другой мир, распуская в них чудесный цветок. И лишь спустя некоторое время, раздаются аплодисменты. Эта тишина сравнима с колдовской звучащей тишиной белой ночи в Петербурге, с её наполненной томительностью, внутренним свечением. И вдруг всё заканчивается,– сводят мосты, и рёв машин вдруг нарушает тишину.

Грамотное музыкальное воздействие инструментальных тембров на детей может в терапевтическом плане быть очень эффективным. Слушая голоса блок-флейты, вибрафона, клавесина, арфы, виолы, ребёнок возвращается к первоистокам своей души, к чистоте, первозданности, освобождается от всего лишнего и наносного, негативного, случайного. Происходит вслушивание в себя, ощущение расслабленности, умиротворения, очищения, гармоничности, и нет уже границы между музыкой и тобой. Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей через слушание и восприятие живого тембра инструмента – пассивный, рецептивный. Является основой для налаживания музыкальных взаимоотношений между внутренним миром малыша и миром, его окружающим.

В конце всех концертов инструмент, который пока только слушался и виделся, я разрешаю потрогать и даже попробовать поиграть на нём. Так, восприятие инструмента проживается уже активно, телом, пальцами, под руководством солиста. Это еще один аспект музыкальной терапии для детей.

Три следующих метода, которые я использую на концертах, - активные, часто непредсказуемые и импровизационные, превращающие обычный концерт в непрерывный диалог между мной и группой из 25-30 детей.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Наталья Гордеева

    С радостью делимся своими впечатлениями! Федя (4 г. 2 мес.) с удовольствием занимается флейтой с Марией. А мне глубоко импонирует ее подход - творческий, продуманный, дети прямо окунаются в сказку! Через восприятие, чувства, осязание происходят запоминание и обучение. Мария искренне любит детей, и этот добрый посыл чувствуется, а это дорогого стоит!)) Желаем всему коллективу Пикколо нескончаемого творческого горения и благодарных слушателей и учеников!))
  • Анастасия Вейнмейстер

    Очень волновалась, понравится или нет. Найду ли компаньона в своих музыкальных пристрастиях... После 2 посещений ребенок просится на концерт. "Мама, пойдем на концерт". Отвечаю, что нужно подождать, а он "СЕЙЧАС". И однажды, после многочисленных просьб, сочинил, ну, или перефразировал стих. "Кто ходит на концерт с утра, тот поступает мудро. Тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро". Я считаю, что для 3 летнего ребенка-это показательно. Я очень, очень довольна. Гоше нравится слово "пикколо". Пытался нарисовать тромбон-пикколо. Удивилась, что он помнит название инструментов и другие сложные слова, которые произносятся на концерте. Хочу выразить благодарность Ольге за то, что она делает. Очень довольна. Ждем каждой встречи.
  • Наталья Вихман

     Ольга, здравствуйте!  Извините, пожалуйста, что не подошли к Вам после концерта, но не хотелось сеуты, а хотелось плавно и тихонько идти и нести с собой этот кувшин, наполненный до краев светом, музыкой, солнцем, душевностью и духовностью, не расплескав ни одну капельку. Вспоминаю, как почти 8 лет назад пришли к Вам со старшим сыном, как сложно ему было преодолеть себя и войти в зал на первом концерте, как Вы разрешили ему слушать концерт у папы на руках почти в дверях. Разрешили легко, с улыбкой, без тени сомнения. Такая открытость, доверие и вера в детей сразу поселили любовь в наших сердцах. Пикколо и музыка стали частью нашей жизни на многие годы.  И сегодня, когда мы вошли в зал и в моей руке снова маленькая ладошка, но уже младшего сына - для меня было как возвращение домой, когда после длинного, интересного, дальнего путешествия ты переступаешь порог родного дома. Ты немного волнуешься, ведь уже успел отвыкнуть, но видишь с какой радостью и теплом тебя встречают, ты оглядываешься, подмечаешь новые детали, но уже через несколько минут кажется, что как-будто и не было этого расставания. Ты всегда был здесь. И чувствуешь всем сердцем, как здесь хорошо, тепло, радостно и искренне! Спасибо за замечательный концерт, молодые исполнители очаровательны и профессиональны! Спасибо за море чувств и отличное настроение!  
  • Юлия Милешкина

    Моей дочке 5,5 лет, она с удовольствием ходит на концерт. Восхищает доступность ( произведения короткие и детские), интерактивность ( все можно потрогать) и возможность с 2-3 метров наблюдать за музыкантами, что позволяет ребенку быть полностью включенным.. Она мне говорит, мне очень нравится, давай на следующий год купим.. Меня смутило только одно. Концерты позициионируются как мероприятия от 3 до 8 лет ( если не путаю верхнюю границу) . По моим ощущениям , скорее возраста не границы присутствующих на концерте от 1,5 лет до 4. Большая часть. Например, детей в возрасте 5-6 лет , мало, это скорее старшие братья - сестры, чем отдельная группа. Я хотела предложить может быть еще разделение по возрастам: от 1 до 4, от 4 до 7. Потому что задания менее интересны детям постарше. И некоторые формы объяснения ориентированнее на совсем маленьких слушателей, что снижает познавательную активность других детей. Хотелось бы видеть больше ровесников на концертах