20 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
ruenfideites
Подписаться на афишу:
Афиша
Сегодня 22 февраля, пятница
виолончель

 

влияние виолончели на детей

 

старинные музыкальные инструменты

 

Флейта духовые инструменты

 

тембры музыкальных инструментов

 

вибрафон

 

арфа

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Как ведущая концертов, я применяю на них некоторые формы рецептивной (пассивной) и активной импровизационной музыкальной терапии:

    • воздействие на ребёнка живых инструментальных тембров
    • союз музыки и слова; форма концерта-сказки
    • двигательная импровизация
    • элементарное музицирование
    • синкретизм музыки, слова и песочной живописи

Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей- пассивный, рецептивный.

Начну с моих наблюдений о воздействии различных инструментальных тембров на поведение детей – как формы рецептивного, пассивного терапевтического воздействия. Прежде всего, живая музыка производит гораздо большее воздействие на ухо ребёнка, чем звучащая из электронного источника. Детям интересно видеть сам источник музыки. Кроме того, звуковые вибрации, идущие от живой музыки, действуют несравнимо интенсивнее.

Тембры различных инструментов дети воспринимают совершенно по-разному, по-разному на них откликаются, изменяясь на глазах.

Влияние виолончели на детей с аутизмом

Удивительно благотворно действует на детей голос виолончели, словно ведёт в филармонический зал с его нарядной строгостью и классической гармонией. Услышав её выразительный, певучий, глубокий, бархатный тембр, дети входят в классический и по-Моцартовски стройный и ясный мир гармонии, который начинает наполнять и их самих. Тембр виолончели дети принимают быстро и естественно благодаря её певучему, «человеческому» голосу, а также корпусу, напоминающему человеческую фигуру.

Джульетта Алвин в своей замечательной книге «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» пишет о своих занятиях с аутичным мальчиком, из всех предложенных инструментов выбравшим именно виолончель. Пытаясь играть на ней, он «проникся» к ней, затихая, слушал её. Инструмент стал для ребёнка средством самовыражения, посредником между ним и миром.

На мои концерты часто приходит четырёхлетний тихий красивый светловолосый мальчик. Его зовут Саша, и, по словам мамы, при рождении ему прописали аутичный спектр. Виолончель произвела на него колоссальное впечатление! Он стал почти олицетворять, идентифицировать себя с ней. Дома сделал виолончель из бумаги и часами «играл» на ней. Из всех музыкальных инструментов, услышанных на тридцати разных моих концертах, он выделил именно виолончель, как наиболее понравившийся ему инструмент.

Тембры духовых инструментов

Голос трубы и тромбона для малышей всегда неожиданные своей яркостью, иногда слишком открытым для них звуком. Первая реакция – закрыть уши, спрятаться. Дети, непривыкшие к живому исполнению музыки, пугаются. Но уже через несколько минут случается чудо: сверкающие звуки медных духовых заставляют детей забыть о возможно вялом и усталом состоянии, выпрямить спины и в таком радостном, напряжённом пружинистом волнении сидеть до последних звуков. Фанфары призывают слушать, глаза блестеть и наполняют энергией. Тембры медных духовых инструментов хороши для детишек вялых, пассивных.

Инструменты, которые раскрепощают

При звучании негромкой волынки, варгана, ксилофона или саксофона с их праздничным звуком, дети оживляются, активно двигаются, могут даже пошуметь на общем эмоциональном подъёме. Эти инструменты раскрепощают, освобождают стеснительных и робких ребятишек, зовут к движению, танцу.

      Удивительное изменение с малышом трёх лет наблюдала я несколько месяцев на своих концертах. Когда мы познакомились, Саша, крепкий, с лукавыми глазами малыш, весь концерт просидел на руках у папы. При этом папа стоял в дверях, готовый в любой момент, при первом недовольстве ребёнка, скрыться. Но, к его удивлению, недовольства так и не наступило. Более того, мальчик, по окончанию концерта, по-прежнему молча, даже подошёл к ксилофону, взял в руки палочки и притронулся к его металлическим пластинкам.

На следующем концерте Саша по-прежнему сидел у папы на руках, но уже в первом ряду! Сейчас Саша почти «ведёт» все мои концерты, активно включаясь в словесную игру, которую я предлагаю моим маленьким слушателям. Более того, он начал заниматься на ксилофоне. Его любимыми инструментами стали медные духовые, ударные, саксофон, а любимым стилем – джаз.

Влияние старинных музыкальных инструментов

А теперь – о тех тембрально идеальных для детей инструментах, которые способны переродить на глазах у потрясённых родителях самого непоседливого, проблемного, шумного ребёнка. И, пожалуй, именно для таких детей они всех нужнее.

К ним относятся старинные инструменты - виола, арфа, блок-флейта, клавесин, крумхорн, окарина. Звучание этих инструментов словно доносится из глубины веков. Этот островок тишины в современной шумной жизни настолько непривычен, что дети сразу замирают и в этом очарованном тихом состоянии сидят до конца концерта. В современном мире всё чаще встречаются понятия «арфотерапия», «флейтотерапия», «кантелетерапия». И это не случайно. Звуки вышеперечисленных инструментов – наиболее сильно действующие. Это связано с их особой тембральной краской, - приглушённой, матовой, вибрирующей, завораживающей, непривычной современному уху, необъяснимой, волшебной.

Вибрафон и музыкальная терапия для детей

Ещё один очень сильно действующий на маленьких слушателей музыкальный инструмент - вибрафон. Стоит раздаться звукам вибрафона, как на зал вдруг словно набрасывается чарующая тень, таинственная вуаль, волшебное покрывало СКАЗКИ.

Сколько раз концерт в детском саду, ещё не успев начаться, вдруг оглашался безудержным плачем одного, а потом, по цепочке, и других малышей. Ведь всё кругом так незнакомо: большой зал, посередине сцены большой инструмент на колёсиках, с длинными трубами-сосульками.

Но появляется артист. Мягко и властно говорит «Не плачьте!» Пять палочек в его руках бережно и осторожно касаются золотых пластинок. И слёзы ещё текут по щекам детей, а в глазах уже – удивление от начала сказочного чуда: звуки колдуют и волшебно дрожат, сплетаются и манят, неожиданно захватив всё внимание. И начинается та колдовская чудесная тишина, которую я люблю больше всего: тишина звучащая, наполненная восторгом и чистотой. Здесь главным рассказчиком становится вибрафон. Ещё дрожат в зале последние звуки музыки Марчелло, которые доводит до смысловой тоники чей-то детский голос: «Как в сказке…»

И затем уже я начинаю вплетать сказочную нить в музыкальную оправу и радостно чувствую подготовленную звучанием инструмента тишину, напряжённую детским вниманием.

      После концерта дети не расходятся. Сидят умиротворённые, очарованные волшебством. Ждут продолжения сказки. Так нелегко проститься с чудом! Так хочется познакомиться с волшебником, уже убирающим пять палочек в чехол. И начинается «закулисье». Некоторые подходят и неумело благодарят: «Мне очень понравился концерт». Другие неожиданно раскрываются и начинают игру в знакомство: «Как Вас зовут?» Или вдруг начинают делиться секретами: « А у меня гитара дома есть»; « А мне мама туфли новые купила!»; « У меня зуб выпал. Хотите, покажу?»; «А можно на вибрафоне поиграть?» Это неожиданное раскрытие детей – лучшая награда мне за концерт.

Арфа и виола

Много раз наблюдала за малышами, слушающими арфу или виолу, и каждый раз отмечала один любопытный момент. После последних звуков инструмента несколько секунд стоит чудесная звучащая тишина, как продолжение музыки, звучащей до этого… Она входит в детей и какое-то время, наполняя их, заставляет забыться, околдовывает, словно переносит их в другой мир, распуская в них чудесный цветок. И лишь спустя некоторое время, раздаются аплодисменты. Эта тишина сравнима с колдовской звучащей тишиной белой ночи в Петербурге, с её наполненной томительностью, внутренним свечением. И вдруг всё заканчивается,– сводят мосты, и рёв машин вдруг нарушает тишину.

Грамотное музыкальное воздействие инструментальных тембров на детей может в терапевтическом плане быть очень эффективным. Слушая голоса блок-флейты, вибрафона, клавесина, арфы, виолы, ребёнок возвращается к первоистокам своей души, к чистоте, первозданности, освобождается от всего лишнего и наносного, негативного, случайного. Происходит вслушивание в себя, ощущение расслабленности, умиротворения, очищения, гармоничности, и нет уже границы между музыкой и тобой. Первый метод воздействия музыкальной терапии на детей через слушание и восприятие живого тембра инструмента – пассивный, рецептивный. Является основой для налаживания музыкальных взаимоотношений между внутренним миром малыша и миром, его окружающим.

В конце всех концертов инструмент, который пока только слушался и виделся, я разрешаю потрогать и даже попробовать поиграть на нём. Так, восприятие инструмента проживается уже активно, телом, пальцами, под руководством солиста. Это еще один аспект музыкальной терапии для детей.

Три следующих метода, которые я использую на концертах, - активные, часто непредсказуемые и импровизационные, превращающие обычный концерт в непрерывный диалог между мной и группой из 25-30 детей.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Репертуар

Интерактивные концерты-занятия Музыкальные инструменты в сказочной стране Пикколо. Детям 2,5-6 лет

Интерактивные концерты-занятия «Музыкальные
инструменты в сказочной стране «Пикколо»
Детям 2,5-6 лет
 
 

Музыка песчаных сказок. Детям 4-12 лет

Музыка песчаных сказок
Детям 3-12 лет
 
 

Великие композиторы малышам Пикколо. Детям 4-8 лет

Великие композиторы —
малышам «Пикколо»
Детям 4-8 лет
 
Опыт Уникальность Методика

Детский музыкальный лекторий «Пикколо» выступает с 1999 года на концертных площадках в Санкт-Петербурге: Мариинский театр-2, Мариинский театр-3, Дом-музей Самойловых, Концертной зал Всероссийского музея А.С.Пушкина, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова; во Владивостоке (Мариинский театр-4), в Риге. Также "Пикколо" ежемесячно выезжает в детские сады и развивающие центры Санкт-Петербурга.

«Пикколо» в переводе с итальянского означает — маленький. Сказочные интерактивные концерты-занятия лектория рассчитаны на слушателей 2,5 - 8 лет.

Концерты-занятия проводит музыковед, член ассоциации музыкальных психологов
и психотерапевтов Ольга Пикколо.
В концертах принимают участие артисты лучших концертных площадок Санкт-Петербурга.

 

Концерты "Пикколо" отличаются камерностью атмосферы: на концерт приглашается 30 детей и их родители.
Дети становятся участниками интерактивных сказок-концертов, помогают Ольге Пикколо вести концерт словами и двигательной импровизацией, играют на музыкальных инструментах, становятся артистами.

На концерты-занятия дети приходят со специальными дневниками-папками, получают программки и словарики, делают домашние задания и получают музыкальные оценки.

Циклы из 40 концертов «Пикколо» рассчитаны на 3 года при регулярном посещении.

«Пикколо» имеет свой гимн, и правила.

Интерактивные концерты «Пикколо» опираются на педагогические принципы Януша Корчака, Карла Орфа, Жака Далькроза и Марии Монтессори.

В концертах-сказках используются некоторые элементы музыкальной терапии. Инклюзивность концертов позволяет посещать их не только обычным детям, но и маленьким слушателям с сенсорными нарушениями, аутичным и гиперактивным детям.

opyt

metodika

Новости
  • 30.01.2019

    Афиша «Пикколо» февраль 2019 года

    send november 18 2

    «Пикколо» приглашает детей 3-15 лет и их родителей в семейный музыкальный лагерь! С 14 по 23 июля 2019 года наш лагерь в шестой раз откроет двери в мир Музыки!

    Подробнее
  • 21.12.2018

    Афиша «Пикколо» январь 2019

    img2

    Заканчивается продажа абонементов на январь-май 2019 года! Абонементы можно будет купить 20 января с 11:00 до 15:00 в фойе Музея актеров Самойловых (Стремянная, 8).

    Подробнее
О Пикколо
«Музыке можно научиться тем же способом, что
и родному языку»
Сесиль Лупан, «Поверь в своё дитя»

Интерактивные камерные концерты «Пикколо» состоят из 50 занятий, рассчитанных на регулярное посещение детьми в течение трёх – четырёх лет.

Участие семьи

Родители ребенка являются основными учителями детей и оказывают на них самое большое влияние. «Пикколо» рассматривает родителей в качестве своих партнеров, которые играют важнейшую роль в процессе обучения ребенка.

«Лучшие преподаватели малыша — его родители»
Сесиль Лупан, «Поверь в своё дитя»

Наши площадки
Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Андрей Долгов Если Вы хотите пригласить "Пикколо" на гастроли, а также прийти с классом начальной школы на площадку "Пикколо" и по всем остальным вопросам, свяжитесь с заместителем художественного руководителя-директора «Пикколо», Андреем Долговым
телефон: +7(952) 248-12-30   piccolo.andrej@gmail.com
Шилонцев Александр
Если вы хотите задать вопрос по абонементам или покупки билета на спектакли и концерты, свяжитесь с администратором "Пикколо", Александром Шилонцевым
телефон: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
Кристина Питиуришвили Если вы хотите пригласить "Пикколо" в свой детский сад или развивающий центр, свяжитесь с Кристиной Питиуришвили: +7 (950) 229-69-58 или piccolo.kristina@gmail.com
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Елена Фёдорова

    Хочу поблагодарить очаровательную Ольгу Михайловну за радость встречи с Музыкой. Здесь все продумано: и сказочное обрамление концертов, и подбор музыки, и деликатное вовлечение детишек в процесс, и даже знаки внимания малышам! Благодаря созданной атмосфере моя стеснительная девочка, "мамин-хвостик", раскрепостилась! С Вашего позволения, Ольга Михайловна, скажу, что у Полины был в субботу бенефис )Я была потрясена переменами, произошедшими с моей дочкой, и боялась спугнуть такое ее состояние. Спасибо Вам!
  • Юлия Украинцева

    Я думала, с чего начать свой отзыв. И поняла, что эмоции это одно, а сухой остаток и искренность -другое. Буду писать о ясности, простоте и доступносии манеры подачи вами материала. И хочу показать маленькую зарисовку. Вчера, до семинара у меня утром были часы в гимназии. Я попробовала на уроке с детьми начальной школы представить себя Тётей Пикколо и провести концерт -сказку. Скорее всего, это получился урок -сказка, но.. это было до семинара. Мне очень самой понравилась тема - русские народные инструменты. Эта тема у меня была в плане по программе. А после вчерашнего посещения семинара прошли почти сутки и я пришла на другую работу к дошкольникам. Ночью и вечером времени переварить информацию у меня не было. И вот сегодня утром я решила вчерашнюю сказку про русские народные инструменты провести с малышами. Очень жаль, что никто не записал мою работу на видео. Результат превзошел ожидания : дети не просто не хотели уходить. К этой их реакции я уже привыкли. Но дети спросили, стоя на выходе в дверях зала : А когда мы снова попадем в эту русскую деревню и встретимся и поиграем на русских инструментах. Это дорогово стоило. Воспитатели тоже отметили изменения в моей работе. Похвалили моё решение пойти на курсы. Посоветовали сделать и придумать побольше таких занятий.  Сама я очень рада, что сумела в самом уже начале, надеюсь, уловить внутреннюю схему Оли Пикколо. Понимаю и признаюсь самой себе, что было кое - где сыро, что где-то дети пытались по привычке со мной вступать в диалог (они привыкли меня постоянно распрашивать и слышать ответы ), но сегодня меня эта общительность немного отвлекла. Я боялась забыть следующие слова. Но на следующей неделе попробую еще раз отработать эту тему на первоклашках.  Спасибо, Оля, за это излучение позитивных эмоций, за толчок моему творчеству. Верю, что это только начало!
  • Юлия Марченко

    Спасибо Вам большое! Моя дочка (2 года 4 месяца) была в полном восторге, я очень переживала, как она воспримет именно такой концерт, дело в том, что мы её долго готовили, как музыкального слушателя и она посещает серьезные площадки, даже основной зал Мариинского театра. А концерт такого формата для неё был в новинку. Я очень боялась, что она увидит игровые моменты и разыграется, но у Вас всё настолько продумано до мелочей, настолько динамично и последовательно, что малыши просто "идут" за Вами и "ушками", и действием. А еще очень приятно, что основной музыкант (у нас был Алексей Чижик) участвует в концерте не только как исполнитель, но и как "аниматор" (к сожалению, не подобрала более подходящего слова, поэтому написала в кавычках, надеюсь, оно не звучит обидно), я имею ввиду его театральное участие во всем действии, то, что он тоже участвует в диалогах именно в разговорном жанре, получается целый спектакль, за это ему отдельное спасибо. Малыши с большим удовольствием участвуют в происходящем, Вам удается с такой "легкостью" завоевать их внимание! Это ТАК замечательно!!!
  • Сергей

    Привет из Риги! Позвольте выразить свое восхищение Вашим проектом! Посмотрели Встречу с маленьким принцем. Впервые посетили подобное представление. Это просто фантастика. Музыка, виртуозно исполняемая Татьяной Чигорской и Алексеем Чижиком. Живые, понятные даже малышу, образы на экране, что творила Оксана Калинко. Проникновенное чтение ведущей Ольги Пикколо. Все это вместе проникает в самые глубокие уголки души, затрагивает "сердечные струны". Спасибо Вам! Приезжайте чаще!