19 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Подписаться на афишу:
концерт сказка

 

сказкотерапия

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

После концертов Детского музыкального лектория «Пикколо» многие удивляются, говоря мне: «Как вы владеете детской аудиторией!» Я думаю в ответ: владею не только я, - владеют детьми СКАЗКА И МУЗЫКА. Я рассказываю, дети включаются в рассказ, подхватывают известную сказку, продолжают начатые мной фразы. Такой концерт сказка напоминает весёлую игру в пинг-понг.

Сказкотерапия - это второе, что я постоянно использую на концертах в союзе с музыкотерапией.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, не сказочные концерты, а ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями. Дети, вынужденные отвечать мне, потому что просто не могут в тот момент не ответить, начинают со мной длящийся все 45 минут диалог. Диалог этот, как и музыка, становится опять же мостом социализации детей, связывающим его мир с внешним. Так неожиданно для многих родителей дети сами собой раскрепощаются, открываются, идут на непроизвольный контакт, вызванный концертом сказкой, вербальной игрой. Главное - создать для этого удобные, комфортные, увлекательные для него условия, помочь ребёнку сделать нужный выбор и ход самому, перефразируя известный постулат Монтессори «Помоги мне это сделать самому».

«Жил-был на свете в одном дворце прекрасный молодой с короной на голове…», - начинаю я.

«Принц!», - радуясь очевидному ответу и своей уверенности, выпаливают маленькие мои друзья.

«Но не было у него прекрасной молодой…» - продолжаю.

«Принцессы!!»

А дальше в музыку на минуту вплетается музыка и, прослушанная детьми на одном дыхании, снова сменяется сказкой. Стараюсь рассказывать так, словно в первый раз, и словно всё это происходило со мной. Если сказка передаётся образно, ярко, с паузами в нужных местах, с нужными интонациями, то ребёнок, слушая, забывает про всё на свете. Забывается, заслушавшись сказкой, музыкой, игрой артиста, и иногда даже прерывает концерт непроизвольными выкриками.

Бывает, пропускаю что-то в известном малышам сказочном повествовании. И вдруг – чей-то запальчивый, срывающийся от волнения голосок: «Нет, там не так!» Праведный гнев, внимательный к мельчайшим деталям. ( как сказочным, так и к неожиданной царапине на коленке).

Был такой случай. На одном из концертов рассказываю сказку «Белоснежка и семь гномов». Дохожу до того момента, когда гномы возвращаются домой, и один из гномов видит девочку в своей постели. Удивлённый, он зовёт к себе своих друзей: «Идите сюда, посмотрите!» Я произношу слова гнома, и вдруг мои маленькие слушатели разом встают со стульчиков и, и, как один, медленно, во власти сказки, подходят ко мне. Вот она, магия слова!

Слушая музыкальный концерт сказку, дети меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, гиперактивный малыш, с трудом сосредотачивающийся, - успокаивается, концентрируется, дав волю фантазии. Аутичные дети, слушая сказку и помогая мне её рассказывать, идут на контакт, который даётся им так непросто. Не устаю рассказывать сказки классические и много раз всеми читанные. На концерте чувствую в детях восторг узнавания сказки, уверенность от сознания того, что всё уже ясно наперёд, но всё равно хочется слушать снова и снова, упиваясь мельчайшими подробностями. Так, наверное, малыш изо дня в день трогает знакомое до боли лицо матери и каждый раз радуется этому вспоминанию.

Вспоминаются слова русского детского педагога, последователя идей М. Монтессори - Юлии Фаусек: «Ребёнку нужно утвердить в себе известное, чтобы понять вполне неизвестное. Если неизвестное не поддаётся пониманию, он возвращается к известному и в нём ищет подкрепления. И часто бывает, что неизвестное открывается ему мгновенным озарением, интуицией только потому, что известное утверждено в нём непоколебимо» .

Умелой связью музыки и слова развивается детское внимание. Ко мне на концерты приходила и продолжает приходить каждую неделю очаровательная четырёхлетняя Соня с папой, очень живая, непосредственная, всегда радостная малышка. Первые концерты она и пяти минут не могла усидеть на своём стуле, постоянно вскакивая с него, подбегая ко мне, что-то спрашивая, перебивая меня, хватая детские музыкальные инструменты, лежащие на столике, пританцовывая и щебеча. Умная и сообразительная, но гиперактивная, она мне очень мешала, и я несколько раз пыталась её объяснить, что во время концертов детям разрешаю вставать только я. Но вот третий, четвёртый концерты, и Соню уже не узнать. Она вся в процессе, вся во внимании, ловит каждое моё слово и отвечает вовремя на все вопросы. Зато, когда я приглашаю маленьких слушателей объединиться на сцене в оркестрик, она первая стрелой слетает со стула и хватает давно намеченную шумелку.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.

 

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
Андрей Долгов Заместитель художественного руководителя лектория «Пикколо» Андрей Долгов
телефон: +7(952) 248-12-30   piccolo.andrej@gmail.com
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Наталья Вихман

    Уважаемое Пикколо! Знакомство с тобой – большая радость и удача для нашей семьи. Случайно увидев на форуме Littleone тему- приглашение на концерт «Семейка ударных в театральном музее», мы подумали: «Почему бы и нет? Ведь любит же наше 3-х летнее чадо барабанить, слушать марши и совершать «экскурсии» по магазинам музыкальных инструментов!» Правда, у нас уже был некоторый опыт общения с классической музыки на семейных концертах в филармонии и в капелле, и как сначала нам показалось, опыт удачный, но видно, ребенок воспринимает музыку очень серьезно и эмоционально переживает намного больше нас взрослых, потому что при предложении сходить снова в филармонию или капеллу мы получали категорический отказ. Очень важно, что каждый концерт – это обращение к одному или нескольким похожим инструментам (часто в сопровождении рояля), что дает возможность ребенку сосредоточится и уловить все до деталей, узнать какие звуки может издавать тот или иной инструмент (например, тромбон может квакать, а саксофон - смеяться) – ведь это же так интересно, нескучно и очень запоминается. Очень важно, что все представление – не на сцене, а перед ней. Нет никаких перегородок, ты сам становишься участником действия. Все видно и слышно. Не даром вопросы: «А почему он так надувал щеки?», «Из чего сделаны эти инструменты?» - это в концерте про старинные духовые инструменты, « А как называют музыканта, который играет на фаготе? а на тромбоне?», «А фагот выше, чем я или я выше» и пр. Кстати, все вопросы можно задать и обсудить сразу после концерта. Занавес не опускается. И после концерта никто не разбегается, можно потрогать и поиграть на инструментах, сфотографироваться с музыкантами, задать вопросы и, например, помериться ростом с фаготом. Очень важно, что это не один концерт, не два и не три. Это большая, длинная программа. Кто-то будет ее мимолетным участником, а для кого-то – это станет хорошей, семейной традицией. Ведь это тоже важно (и для ребенка особенно, когда в жизни есть что-то постоянное, прочное и доброе). Надеюсь, наша семья станет верным и надежным вашим другом на долгие годы. Наташа, Артем и Саша. PS. Особая наша благодарность и любовь – ведущей и руководительнице – Ольге Максимовой.
  • Алена Самаль

    Здравствуйте, Ольга и организаторы концертов Пикколо! Мне кажется, вы получаете достаточно отзывов от родителей о том, как нравятся ваши концерты детям. Я, конечно, не исключение - моя дочка всегда с радостью едет на ваш концерт, ждет его, даже хвастается друзьям! Во время выступлений она так увлекается, сидя в первом ряду, что может встать со стула и начать танцевать. Иногда я опасаюсь, что она подойдет вплотную к вам и начнет повторять ваши слова)) Конечно, мне очень нравится такая ее реакция! И мы стараемся привлекать к посещению ваших концертов друзей, приятелей - чтобы поделиться радостью, так сказать. Но особенно я хочу поблагодарить вас за то, что, несмотря на ориентированность на детей, вы позволяете родителям расслабиться. Я сама получаю огромное удовольствие от живой музыки, от мелодичного вашего голоса, от прекрасной песочной анимации, от обстановки и атмосферы. К сожалению, в наш сумасшедший по темпу жизни век не всегда есть возможность самим посетить концерт классической музыки, расслабиться и послушать сказку (уж тем более). А взять с собой ребенка можно не на каждый концерт. В данном случае очень хорошо, что ребенок может взять с собой родителей - и им не будет скучно или неинтересно! Я действительно наслаждаюсь вашими детскими концертами, сама, лично, даже с некоторым упоением! И за это вам тоже огромное спасибо! Желаю вам сохранить уникальность "Пикколо"! Успехов!
  • Элла Фрадкина

    Конечно же, здесь «работали» разные механизмы «заражения» публики. Сама сказочница в соответствующем одеянии (белое платье «с крыльями», периодически с помощью темной накидки вносящая соответствующий рассказу колорит), выросшая на моих глазах техника речи и живая пластика Ольги, из музыковеда превратившаяся в настоящую драматическую артистку. Затем - перетекающие один в другой выразительные рисунки песочной анимации художницы Оксаны Калинко ( хотелось бы только посоветовать ей быть еще более смелой и темпераментной в поисках динамичных эффектов и не чураться абстрактной эмоциональной живописи). Музыкальная партитура спектакля достойна всяческих похвал. Несмотря на свойственную всем спектаклям Ольги полистилистическую палитру, сочетающую яркие фрагменты произведений разных композиторов-классиков, здесь было налицо очень хорошо продуманная забота о целостности. Было достигнуто то, что в музыковедении с легкой руки академика Асафьева называется «симфонизмом»: - музыкальные темы были сквозными, развиваясь, эмоционально видоизменяясь, достигая необходимых кульминаций и спадов, то есть, создавая на протяжении всего спектакля музыкально драматургический аналог сюжета. В этом большими союзниками автора были прекрасные, виртуозно играющие музыканты с большим опытом творческой работы над транскрипциями классики: Алексей Чижик (вибрафон). Дуэт In-Temporalis в составе -Полина Фрадкина (фортепиано) и Йоэль Гонсалес (шумовые, ударные) . Они были не просто иллюстраторами, а с азартом участвовали в инструментально-сценическом Действе. Хорошо работали и световые эффекты художник Екатерина Аронова. Поздравляю всех с большим успехом! Особенно же поздравляю вечно ищущую, увлекающуюся, артистичную, талантливую выдумщицу, фантазерку Ольгу-Пикколо! Музыковед, Заслуженный деятель искусств РФ Элла Фрадкина
  • Елена Герасенкова

    Ольга, здравствуйте! Спасибо большое за чудесные концерты и занятия в творческой мастерской. Мы с внучкой посещаем Ваши концерты с огромным удовольствием. Подскажите, пожалуйста, когда откроется запись на 6 апреля "Упрямый мальчик. Иоганн Себастьян Бах"