20 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
ruenfideites
Подписаться на афишу:
Афиша
Сегодня 20 мая, понедельник
игротерапия

 

игротерапия для дошкольников

 

шумовой оркестр:

 

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

Двигательная импровизация

Третья форма активного взаимодействия с детьми на концерте - обязательная двигательная импровизация малышей, которая является одним из элементов игротерапии. В частности, использование так называемых «звучащих жестов», которые широко используются в Орф-педагогике и в методике Жака Далькроза.

Движения детей под музыку снимают эмоциональное и мышечное напряжение, развивает координацию, а также просто удовлетворяет потребность ребёнка в движении, в радостном эмоционально-положительном состоянии. При этом следует развивать у ребёнка способность попадать в метрическую сетку, чувствовать ритмическую пульсацию и телесно её воплощать.

В музыкальных движениях можно объединить слышимое и видимое в воображении: ребёнок представляет под музыку какой-то конкретный образ, проживает его через движение, сливаясь с музыкой.

На протяжении всего концерта я выступаю перед детьми не как наставник, а как участник игры, её режиссёр. Взрослый выполняет правила игры наравне с ребёнком! Игровое общение педагога с детьми, позиция его «Для ребёнка, а не над ребёнком», обладает огромным потенциалом в плане социального развития детей. В игре принимают участие и родители: благодаря этому стирается грань между зрителями и выступающими, отсутствует оценка действий детей со стороны. В результате возникает полное погружение в стихию игры, что приносит ребёнку и удовольствие, и необходимую раскрепощённость.

В ходе такой игротерапии дети учатся не только у педагога, но и друг у друга. Хорошо, когда среди робких малышей, пришедших на концерт первый-второй раз, вдруг попадается один активный знайка, иногда даже старше на пару лет. Своими ответами и умением слушать он подтягивает за собой малышей, а также и весь концерт, сглаживает пока неумелую тишину растерянности.

Многие игры я начинаются с загадки, сюрприза, которые создают у ребёнка состояние радостного ожидания, интереса к последующим действиям.

Музыкальный фрагмент, исполняющийся на сцене, не должен превышать 1,5 минуты, иначе потеряется вся драматургия концерта и внимание детей. При прослушивании музыки дети, исходя из заданного мной словесного образа, непременно двигаются. Если это Танец феи Драже, то это могут быть «капельки дождика», и малыши поднимают ручки и в такт музыки «капают». Если медленная музыка, например, Сицилиана Баха, то маленькие слушатели превращают ручки в ветки деревьев и начинают осознанно дирижировать музыкой (образ ветра, который колышет ветви). А под быстрое Турецкое рондо Моцарта можно изобразить лошадок и поцокать язычками. Изображая кошку, дети, в ритм музыки, «причёсывают" воображаемые усики.

Долго мне давался образ волка. Но, наблюдая за жестами детей, подглядела у одного ребёнка очень верно пойманный жест: соединённые у основания ладошки, то открывающиеся, то закрывающиеся, - имитация пасти волка.

Образы могут быть самыми различными, но всегда простыми и яркими. Многие жесты я наблюдала у самих детей, - моих лучших учителей, и затем с радостью использовала!

Так концерт из пассивной формы превращается в предельно сжатое и концентрированное, постоянное, ежесекундное взаимодействие с ребёнком. Вот почему концерт настолько увлекает малышей, что превращается в игру и проходит на одном дыхании даже для самых сложных ребятишек.

Вот что пишет об изменениях своих дочек 2,5 лет после посещения моих концертов с элементами игротерапии одна мама (по образованию музыкант):

«Мы с моими дочками стараемся приходить на концерты как можно чаще потому, что дети действительно ЖДУТ следующего концерта, это стало частью их жизни! Если ребёнок кричит "УРАА" накануне концерта - это о чём-то говорит! А ведь пришли мы совсем маленькими -2.3 года,- и ведь вначале сидели и ковыряли застёжки на туфельках. Моих детей научили СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, научили ВЫСТУПАТЬ и даже кланяться! Даже дома дочки играют " концерт" - рассаживают игрушки, берут свои детские инструменты - играют и поют своим куклам и мишкам! Это невероятно, но некоторые произведения, услышанные на лектории, дети запоминают с одного раза и с лёгкостью потом узнают! А сколько мы узнали нового о музыкальных инструментах, сколько интересных и волшебных историй услышали!»

Музицирование и социальная адаптация детей на концертах Пикколо

Ещё об одной необходимой составляющей подобных музыкальных встреч. Большое влияние на перерождение малыша имеет возможность ему самому стать непосредственным участником концертного действия.

Как развивается детский артистизм, эмоциональность, смелость, творческий потенциал тех малышей, кто выходит на сцену, пробует музицировать и расцветает на глазах от осознания своего «я», от ощущения «я могу, у меня получается, я узнаю!». Очень важно для меня создание для каждого ребёнка на концерте ситуации успеха, эмоциональной комфортности. Каждый получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания благодаря неоднократному выходу на сцену.

Хочу здесь привести любопытную историю известного актёра Брюса Уиллиса. От рождения мальчик сильно заикался. Заикание казалось ему страшным пороком. Сверстники его дразнили. Но вот однажды Брюс захотел участвовать в школьном спектакле. Когда он вышел на сцену, случилось чудо: он перестал запинаться. Хотя, отыграв спектакль, он снова стал тем, кем был, - заикой. Волшебство сцены потрясло его. Оказавшись в центре внимания, он становился человеком без недостатков. Таким, каким чувствовал себя внутренне. С тех пор мальчик стал стремиться выходить на сцену, чтоб хоть на время почувствовать себя как все.

Здесь важно быть очень внимательным к тем детям, которые первый или второй раз на концерте и ещё не совсем освоились, привыкли. Никогда не стоит заставлять их выйти на сцену против их желания. Некоторые дети, иногда даже очень яркие, хотя и редко, так и остаются в роли наблюдателей, а не участников оркестра. Уважаю их желание и никогда не настаиваю примкнуть к остальным.

Выходя на сцену, ребёнок может танцевать или играть на шумовых музыкальных инструментах в так называемом шумовом оркестре. Элементарное музицирование призвано удовлетворить потребность ребёнка в движении, в игре со звуками, в музыкально-игровом взаимодействии с другими детьми.

Социально неадаптированные дети, группируясь в маленькие шумовые оркестры и играя на шумовых инструментах, испытывают неописуемый восторг от того, что они взаимодействуют с другими детьми, что у них всё получается! Когда ребёнок увлекается на сцене, то происходят чудеса. Активное участие в концерте снимает барьеры, раскрепощает, освобождает, возвращает ребёнка к самому себе, делает его естественным и независимым ни от кого, кроме самого себя.

Через полгода ребёнка не узнать. Он не только отважно сидит на всех концертах без мамы, выходит на сцену, отгадывает загадки, но и великолепно ориентируется в инструментальных тембрах, уже способен, не отвлекаясь, долго сидеть и слушать музыку Чайковского, Вивальди, Моцарта, а когда нужно, и потанцевать весёлый танец маленьких утят!

Как развивается детский артистизм, эмоциональность, смелость, творческий потенциал тех малышей, кто выходит на сцену, пробует музицировать и расцветает на глазах от осознания своего «я», от ощущения «я могу, у меня получается, я узнаю!».

Как радостно слышать перебивающие друг друга детские голоса и устремлённые вверх руки: «Меня! Возьмите меня!» И вот юный пятилетний «принц» и тоненькая «принцесса», взявшись за руки, пытаются изобразить па старинного менуэта Баха под звуки огромного фагота. А я, сидя за роялем, краем глаза оцениваю тишину в зале, - нравится! Самое замечательное начинается после концерта, когда можно все инструменты потрогать, подержать, ещё раз поиграть, посмотреть, теперь уже близко, на сурдину трубы, прикоснуться к огромной волынке в шкуре козы! Восторгу нет предела. Удивлённые и радостные от неожиданно-прекрасного, чуть-чуть приоткрывшегося им, дети расходятся.

Снова возвращаясь к четырёхлетнему Саше, полюбившему виолончель на моих концертах, привожу здесь, как подтверждение вышесказанному, слова его мамы: «К 3,5 годам Саша категорически отказывался общаться с детьми, разве что "ради мамы". У него было очень много страхов, фобий. В 3,5 года мы пришли на концерт в "Пикколо". Я посчитала, что это будет наиболее мягкий вариант социализации ребёнка. Я решила, что дети, которые приходят на подобные концерты, должны вести себя воспитанно, сдержанно и, следовательно, не будут травмировать психику моего маленького социофоба. Более того, сын сам выбрал классику из всего многообразия музыкальных жанров, его давно интересовали музыкальные инструменты.

Первый концерт - был для ребёнка шоком. И страшно и интересно. Он сидел, не шевелясь, боясь сделать лишнее движение, очень был напряжён. Я волновалась, думала, что всё, это наш последний концерт, сейчас он разрыдается... Я не угадала. Придя домой, он стал рассказывать мне всё про концерт, инсценировать увиденное и услышанное, и я вздохнула с облегчением, всё-таки, его зацепило в хорошем смысле слова.

Второй концерт - тоже большой шок и даже слёзы. Что-то сделал неправильно. Точнее, ему было очень сложно выговорить слово... (сейчас даже не могу вспомнить какое, что-то про оперу). А он ведь перфекционист, и если ошибся - трагедия. В общем, весь концерт сидел у меня на руках.

Третий концерт - как и бывает в сказке - чудо! Ребёнок совершенно по-другому себя вёл! Он отделился от меня эмоционально и намного спокойнее слушал концерт. Дальше всё лучше и лучше. Всё больше и больше радости, впечатлений и, несомненно, развития. Сын стал говорить, что он любит концерты, ждёт их, просил всё-всё рассказывать снова и снова (о прошедших и грядущих концертах). Я стала замечать, что он с удовольствием выходит на сцену (а для нас это очень большой прогресс), хотя и тормозит немного. Страх постепенно проходил. Потом я даже заметила, что Саша немного расслабился. Стал что-то бормотать периодически, дёргать ногами. Конечно, любой родитель рассердился бы на своего ребёнка за такое поведение, но я, если честно, даже была немного рада, ведь это было преодоление барьера! Пускай, невоспитанно, но зато смело.

Теперь ребёнок к детям относится абсолютно спокойно (без особого удовольствия, но и без паники), с радостью выходит на сцену и громко отвечает на вопросы ведущей! Мой зажатый, робкий, стеснительный ребёнок стал лучшим участником! Он прекрасно разбирается во всех музыкальных инструментах, даже без повторения дома. Сам играет роль Ольги Михайловны и музыкантов, голосом воспроизводит музыку Чайковского, Сен-Санса, Боккерини... Мы очень благодарны Ольге Михайловне, музыке, чудесным музыкантам за волшебное преображение ребёнка. Ну а сейчас мы выбираем музыкальный инструмент уже для его обучения музыке».

Кроме музицирования в шумовых оркестриках, часто вызываю группу детей танцевать, когда они представляют себя в каком-то образе: либо это снежинки, либо танцующие цветы, либо феи на балу во дворце, либо маленькие гномы в лесу. Выход на сцену сильно заряжает детей и придаёт им уверенности. Что касается аутичных детей, то движения служат их раскрепощению.

О воздействии песочно-музыкальной терапии читайте здесь

 

 

Репертуар

Интерактивные концерты-занятия Музыкальные инструменты в сказочной стране Пикколо. Детям 2,5-6 лет

Интерактивные концерты-занятия «Музыкальные
инструменты в сказочной стране «Пикколо»
Детям 2,5-6 лет
 
 

Музыка песчаных сказок. Детям 4-12 лет

Музыка песчаных сказок
Детям 3-12 лет
 
 

Великие композиторы малышам Пикколо. Детям 4-8 лет

Великие композиторы —
малышам «Пикколо»
Детям 4-8 лет
 
Опыт Уникальность Методика

Детский музыкальный лекторий «Пикколо» выступает с 1999 года на концертных площадках в Санкт-Петербурге: Мариинский театр-2, Мариинский театр-3, Дом-музей Самойловых, Концертной зал Всероссийского музея А.С.Пушкина, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова; во Владивостоке (Мариинский театр-4), в Риге. Также "Пикколо" ежемесячно выезжает в детские сады и развивающие центры Санкт-Петербурга.

«Пикколо» в переводе с итальянского означает — маленький. Сказочные интерактивные концерты-занятия лектория рассчитаны на слушателей 2,5 - 8 лет.

Концерты-занятия проводит музыковед, член ассоциации музыкальных психологов
и психотерапевтов Ольга Пикколо.
В концертах принимают участие артисты лучших концертных площадок Санкт-Петербурга.

 

Концерты "Пикколо" отличаются камерностью атмосферы: на концерт приглашается 30 детей и их родители.
Дети становятся участниками интерактивных сказок-концертов, помогают Ольге Пикколо вести концерт словами и двигательной импровизацией, играют на музыкальных инструментах, становятся артистами.

На концерты-занятия дети приходят со специальными дневниками-папками, получают программки и словарики, делают домашние задания и получают музыкальные оценки.

Циклы из 40 концертов «Пикколо» рассчитаны на 3 года при регулярном посещении.

«Пикколо» имеет свой гимн, и правила.

Интерактивные концерты «Пикколо» опираются на педагогические принципы Януша Корчака, Карла Орфа, Жака Далькроза и Марии Монтессори.

В концертах-сказках используются некоторые элементы музыкальной терапии. Инклюзивность концертов позволяет посещать их не только обычным детям, но и маленьким слушателям с сенсорными нарушениями, аутичным и гиперактивным детям.

opyt

metodika

Новости
О Пикколо
«Музыке можно научиться тем же способом, что
и родному языку»
Сесиль Лупан, «Поверь в своё дитя»

Интерактивные камерные концерты «Пикколо» состоят из 50 занятий, рассчитанных на регулярное посещение детьми в течение трёх – четырёх лет.

Участие семьи

Родители ребенка являются основными учителями детей и оказывают на них самое большое влияние. «Пикколо» рассматривает родителей в качестве своих партнеров, которые играют важнейшую роль в процессе обучения ребенка.

«Лучшие преподаватели малыша — его родители»
Сесиль Лупан, «Поверь в своё дитя»

Наши площадки
Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Андрей Долгов Если Вы хотите пригласить "Пикколо" на гастроли, а также прийти с классом начальной школы на площадку "Пикколо" и по всем остальным вопросам, свяжитесь с заместителем художественного руководителя-директора «Пикколо», Андреем Долговым
телефон: +7(952) 248-12-30   piccolo.andrej@gmail.com
Шилонцев Александр
Если вы хотите задать вопрос по абонементам или покупки билета на спектакли и концерты, свяжитесь с администратором "Пикколо", Александром Шилонцевым
телефон: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
Кристина Питиуришвили Если вы хотите пригласить "Пикколо" в свой детский сад или развивающий центр, свяжитесь с Кристиной Питиуришвили: +7 (950) 229-69-58 или piccolo.kristina@gmail.com
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Ольга Григольц

    В музыкальном лектории Пикколо нам посчастливилось посмотреть несколько спектаклей. Я говорю "посчастливилось" без всякого преувеличения и не для красного словца. Чувство радости и наполненности добротой охватывает здесь не только детей, но и взрослых. Спящая красавица, Петя и волк, занятия, посвященные музыкальному инструменту-невидимке и вибрафону надолго стали предметом домашних обсуждений и воспоминаний. Действительно, замечательному автору и "сказочнице" Ольге Пикколо вместе с окружающими её на сцене артистами удается невероятное: мало того, что спектакли буквально приковывают внимание маленьких зрителей, завораживая, увлекая, восхищая, но и после своего завершения еще долго волнуют воображение. Очевидно, такой эффект не является самоцелью и тщательно выверенной стратегией автора проекта Ольги Пикколо. Просто, мне кажется, она вся соткана из маленьких сказок и для нее жизнь взрослая - это жизнь большого ребенка
  • Татьяна Полякова

    Побывали на первом занятии! Коротко о нас: девочке 5.5 лет, пытались заниматься в музыкальной школе, но советская недружественная система чуть не убила в нас любовь к музыке... И я давно мечтала о том, что Ольга создаст что-то для детей, где будут любовь, интерес и увлеченность. И этот день настал! Это уроки, где оживает сказка. Ребенок погружается в мир фантазий и музыки. Соня от себя хочет добавить: учительница очень добрая, она очень любит детей и... Она очень красивая! После урока ребенок не выпускает флейту из рук и очень боится оставлять ее в машине: мама, ее же могут украсть! Такую красивую флейту обязательно украдут! Ольга, спасибо вам за то, что вы реализовали эту идею! Спасибо Марии за любовь к детям и к музыке! Верю в то, что скоро в городе появится настоящая школа маленьких волшебников-музыкантов!
  • Людмила Ковалева-Ого

    Пианистка Ольга Пикколо - замечательный педагог и актриса. Все её представления и занятия увлекательны, сюжеты составлены высокопрофессионально, с большим вкусом! всегда участвуют прекрасные артисты, что способствует значимости проекта и его благотворной роли в развитии и воспитании детей. Желаю большого успеха! Людмила Ковалева-Огородникова, президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества
  • Наталья Вихман

     Ольга, здравствуйте!  Извините, пожалуйста, что не подошли к Вам после концерта, но не хотелось сеуты, а хотелось плавно и тихонько идти и нести с собой этот кувшин, наполненный до краев светом, музыкой, солнцем, душевностью и духовностью, не расплескав ни одну капельку. Вспоминаю, как почти 8 лет назад пришли к Вам со старшим сыном, как сложно ему было преодолеть себя и войти в зал на первом концерте, как Вы разрешили ему слушать концерт у папы на руках почти в дверях. Разрешили легко, с улыбкой, без тени сомнения. Такая открытость, доверие и вера в детей сразу поселили любовь в наших сердцах. Пикколо и музыка стали частью нашей жизни на многие годы.  И сегодня, когда мы вошли в зал и в моей руке снова маленькая ладошка, но уже младшего сына - для меня было как возвращение домой, когда после длинного, интересного, дальнего путешествия ты переступаешь порог родного дома. Ты немного волнуешься, ведь уже успел отвыкнуть, но видишь с какой радостью и теплом тебя встречают, ты оглядываешься, подмечаешь новые детали, но уже через несколько минут кажется, что как-будто и не было этого расставания. Ты всегда был здесь. И чувствуешь всем сердцем, как здесь хорошо, тепло, радостно и искренне! Спасибо за замечательный концерт, молодые исполнители очаровательны и профессиональны! Спасибо за море чувств и отличное настроение!