18 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Подписаться на афишу:
музыкальная терапия

 

детские музыкальные концерты

 

влияние музыки на здоровье детей

 

Ольга Пикколо

«Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку».
Сесиль Лупан. «Поверь в своё дитя»
«Для ребёнка, с ребёнком, исходя из ребёнка»
И. Г. Песталоцци

Влияние музыки на здоровье детей

Известно, что музыкальная терапия широко используется в индивидуальных занятиях с детьми. А можно ли применять какие-то ее элементы на детских концертах классической музыки?

Начав с занятий в детских садах, я со временем стала выступать на концертных площадках, куда ко мне приходили часто очень разные дети. Одни спокойные и внимательные. Другие – подвижные, неусидчивые. Третьи – застенчивые, робкие. Попадаются гиперактивные и аутичные дети, которые на концертах лектория изменяются особенно стремительно. Музыка – та безопасная и всемогущая среда, которой подвластно затронуть ребёнка с любой степенью подготовленности и интеллекта.

Я скоро увидела , сколь велико влияние музыки на здоровье детей. Поняла, что мои камерные концерты могут быть инклюзивными, то есть приспособленными для детей с совершенно разным уровнем подготовки и социальной адаптации.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями.

Терапевтические аспекты влияния музыки на здоровье детей

В течение нескольких лет я наблюдала за изменением моих постоянных маленьких слушателей, за изменением необычных детей. Разговаривала с их родителями, которые делились динамикой их поведения. Стала задумываться над тем, какие формы моей работы с малышами оказывают на них наибольшее терапевтическое воздействие. В дальнейшем познакомилась с педагогическими методиками Карла Орфа, Жака Далькроза, Марии Монтессори, с книгами о работе с аутичными детьми, например книгой Джульетты Алвин «Музыкальная терапия для детей с аутизмом». Чтение их подтвердило правильность моих находок в выбранной мной необычной форме камерного концерта. Формы работы, которые использовались этими педагогами в индивидуальной работе с детьми или с небольшой группой детей, оказались возможными и в той сфере, в которой взаимодействовала с детьми я.

Хочу поделиться своими наблюдениями и методиками которые я использую много лет в работе с детьми 2,5-7 лет на детских музыкальных концертах.

Атмосфера детского музыкального концерта Пикколо

Всегда приветствую появление необычных малышей на своих выступлениях, считая, что остальные дети только выигрывают от общения с ними, учась толерантности, наблюдая за разными сторонами жизни, становятся более гибкими и мудрыми. Стараюсь ничем не выделять общение с особыми детьми и, в то же время, незаметно для других уделяю им чуть больше времени и внимания. Ставлю на концертах задачи, одинаково не сложные и увлекательные для всех детей.

Большинство родителей, желая привести подобного ребёнка на детский музыкальный концерт, предупреждают меня об этом в письме. Я заранее узнаю о характере малыша и перед концертом поближе знакомлюсь с ним, продумывая наиболее комфортное для него место в зале.

Принципиально всегда сажаю детей на первый и второй ряды, а родителей сзади. Только в случае независимости детей от родителей на концерте я могу воздействовать на детей, взаимодействовать с ними, обращаться к ним «глаза в глаза», иногда подойти и прикоснуться, если это необходимо. Видеть глаза ребёнка мне очень важно, ибо именно тогда максимально моё взаимодействие с ним. Последнее особо важно для необычных детей, у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), внимание у которых часто рассеянное, недолгое, Стараюсь удержать взгляд таких детей как можно более долгое время, - от этого зависит очень большая доля успеха нашего дальнейшего общения.

Если же ребёнок сидит на коленях у мамы или даже просто рядом, то тогда в половине случаев ребёнок отвлекается на маму, на её пояснения, и тогда наше общение с ним становится не столь эффективно. Всегда очень внимательно и радостно читаю письма родителей, которые, в большинстве случаев, пишут мне об изменениях в успехах подобных детей. Вот одно из них:

 

Наталия 14.04.2014

Спасибо большое за удовольствие от концертов, котор ое мы получаем вместе с сыном. Мы очень волновались, как ребенок с сенсорными нарушениями сможет выдерживать концерт, будет ли ему понятно. Благодаря профессионализм у Ольги, ее музыкальному чутью и умению правильно подать, мальчик смог погрузиться в необыкновенный мир классической музыки. Удивительно, но даже нелюбимая композиция из передачи "Спокойной ночи", от которой он затыкал уши, показалась ему приятной и красивой в живом исполнении музыкантов, которых приглашает Ольга. Ребенок с особенным ощущением и восприятием звуков понял и принял все концерты. Прекрасен выбор каждой программы. Чувствуется, с какой любовью Ольга обдумывает подход к каждой композиции, чтобы детям было интересно и понятно. Я бы назвала этот проект "инклюзивным" для детей с особенностями эмоционального развития. Тут есть место для всех. Замечаю, что приходят детки с СДВГ. Часто мамы боятся приводить их "в общество", но Ольга мудро и профессионально разместит ребенка, чтобы он мог вовремя выйти и выплеснуть энергию. Длительность концерта выбрана очень правильно - дети не успевают перегрузиться, есть возможность встать и присоединиться к общему выступлению с маленькими музыкальными инструментами, сбросить усталость и размяться перед последними композициями. К концу сезона концертов лектория сын стал пробовать петь в коллективе, появилась потребность. Это очень важно в сенсорной интеграции таких деток. С удовольствием будем продолжать ходить к вам. Даже не знаю, кто из нас с ребенком получает большее удовольствие! Спасибо еще раз за трогательное внимание к сыну, к его проблемам и поддержку.

 

В продолжение этой статьи хочу рассмотреть несколько аспектов, которые, как мне кажется, существенно влияют на детей с терапевтической точки зрения.

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Шилонцев Александр Администратор детского музыкального лектория
«Пикколо» Александр с радостью ответит на все
Ваши вопросы по телефону: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
   
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Татьяна Иванова, мама Кати, 6 лет

    Вчера поздно вечером вернулись из сказки – волшебного зимнего лагеря Пикколо. Утро началось с распевания всей семьей песни «Прекрасное далеко» и, я поняла, что мы здесь в России, а душа все еще там - в снежной Финляндии. А сейчас, когда я пишу эти строки, Катя пытается играть гимн Пикколо на фортепиано :)  А началась наша зимняя сказка с того, что, когда мы вошли по приезду в Культурный центр, где проходил лагерь, маленькая Звездочка Астрид подбежала к Кате, и они так трогательно обнялись, что сердце наполнилось необыкновенным теплом, всю усталость от долгой дороги как рукой сняло. А дальше было много объятий, улыбок и радость встречи с Викторией, педагогами и со всеми участниками.  Лагерь Пикколо – это необыкновенное единение душ через музыку. Это, когда без физического контакта, ты ощущаешь сильную связь со всеми его участниками - и с теми, кто был в Финляндии, и с теми, кто на этот раз не смог приехать. Удивительно и прекрасно то, что в лагере дети постепенно учатся радоваться успеху друг друга, учатся быть одной командой, дружить и любить друг друга безусловно. А для нас взрослых успех, печаль и радость каждого ребенка начинают восприниматься так, как будто это наши собственные дети. У меня начинает складываться ощущение, что это грандиозное дело – музыкальный лагерь Пикколо, которое родилось благодаря Ольге Пикколо и Виктории Антонен, становится нашим общим делом. Огромная благодарность педагогам и Виктории за открытость и готовность прислушиваться к мыслям и предложениям родителей! Виктория, спасибо, что у нас был целый день отдыха и расслабления! Сначала чудесный концерт в церкви, а потом поездка в аквапарк, где взрослые смогли почувствовать себя детьми. С одинаковым азартом и взрослые и дети катались с горки, одинаково визжали, когда бежали в сауну по-черному по снегу, и все вместе захотели пробежаться еще. Это счастье!  Огромное спасибо Светлане Николаевне за прощальный музыкальный вечер! Я научилась петь каноном… и это чудо, потому, что я вообще никогда не пела.  Благодарю Ольгу и всех детишек за прощальную сказку! Спасибо за слезы радости, которые неожиданно нахлынули, когда дети дружно и вдохновенно запели «Взмывая выше елей, не ведая преград…».
  • Елена Ермакова

    Спасибо большое за замечательный концерт в Концертном зале Мариинки!!!Мы всей семьёй благодарим волшебницу Ольгу и всех музыкантов и артистов. Это была настоящая сказка!!!
  • Irina Grudina

    А я хотела бы оставить отзыв о чудеснейшем занятии флейточкой!!!Моя дочка Настя(4г) осталась в полном восторге,и уверена,что сегодня во сне точно будет играть на флейте!:)Спасибо огромное нашей милейшей наставнице Марие!!!Настюша уже считает минуты до новой встречи!
  • Наташа Шест

    В этом году я познакомилась с удивительным человеком — Ольгой Пикколо, а вместе с ней с замечательным детским лекторием «Пикколо». Я музыкант, преподаватель, в данный момент студентка Орф-Института в г. Зальцбурге. «Высокое искусство — детям» вообще мой девиз, поэтому я очень заинтересовалась концертами, на которых эта идея так ярко и так успешно воплощается в жизнь. В своих лекциях-концертах Ольга смогла найти баланс между возвышенностью классической музыки, торжественностью обстановки академического концерта и требованиями детского восприятия. Дети не только слушают музыку в исполнении профессиональных музыкантов, но и сами активно участвуют в концерте. Ольга использует некоторые элементы, характерные для концепции музыкального воспитания К.Орфа, например, музицирование на детских музыкальных инструментах, связь музыки и движения. Последний концерт, который мне удалось посетить, - новогодний - был посвящен сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Поначалу мне показалось странной идея исполнения этого произведения на старинных музыкальных инструментах, однако во время концерта я оценила прелесть непривычных тембров и профессионализм музыкантов. Сама Ольга превосходно выполняла роль ведущей, мастерски владея речевой интонацией и пластикой тела. Спасибо детскому лекторию «Пикколо» за прекрасные концерты!