19 сезон
0
Корзина
В Вашей корзине нет ни одного товара.
 

Санкт-Петербург

+7 (812) 915 79 61

Подписаться на афишу:
музыкальная терапия

 

детские музыкальные концерты

 

влияние музыки на здоровье детей

 

Ольга Пикколо

«Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку».
Сесиль Лупан. «Поверь в своё дитя»
«Для ребёнка, с ребёнком, исходя из ребёнка»
И. Г. Песталоцци

Влияние музыки на здоровье детей

Известно, что музыкальная терапия широко используется в индивидуальных занятиях с детьми. А можно ли применять какие-то ее элементы на детских концертах классической музыки?

Начав с занятий в детских садах, я со временем стала выступать на концертных площадках, куда ко мне приходили часто очень разные дети. Одни спокойные и внимательные. Другие – подвижные, неусидчивые. Третьи – застенчивые, робкие. Попадаются гиперактивные и аутичные дети, которые на концертах лектория изменяются особенно стремительно. Музыка – та безопасная и всемогущая среда, которой подвластно затронуть ребёнка с любой степенью подготовленности и интеллекта.

Я скоро увидела , сколь велико влияние музыки на здоровье детей. Поняла, что мои камерные концерты могут быть инклюзивными, то есть приспособленными для детей с совершенно разным уровнем подготовки и социальной адаптации.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями.

Терапевтические аспекты влияния музыки на здоровье детей

В течение нескольких лет я наблюдала за изменением моих постоянных маленьких слушателей, за изменением необычных детей. Разговаривала с их родителями, которые делились динамикой их поведения. Стала задумываться над тем, какие формы моей работы с малышами оказывают на них наибольшее терапевтическое воздействие. В дальнейшем познакомилась с педагогическими методиками Карла Орфа, Жака Далькроза, Марии Монтессори, с книгами о работе с аутичными детьми, например книгой Джульетты Алвин «Музыкальная терапия для детей с аутизмом». Чтение их подтвердило правильность моих находок в выбранной мной необычной форме камерного концерта. Формы работы, которые использовались этими педагогами в индивидуальной работе с детьми или с небольшой группой детей, оказались возможными и в той сфере, в которой взаимодействовала с детьми я.

Хочу поделиться своими наблюдениями и методиками которые я использую много лет в работе с детьми 2,5-7 лет на детских музыкальных концертах.

Атмосфера детского музыкального концерта Пикколо

Всегда приветствую появление необычных малышей на своих выступлениях, считая, что остальные дети только выигрывают от общения с ними, учась толерантности, наблюдая за разными сторонами жизни, становятся более гибкими и мудрыми. Стараюсь ничем не выделять общение с особыми детьми и, в то же время, незаметно для других уделяю им чуть больше времени и внимания. Ставлю на концертах задачи, одинаково не сложные и увлекательные для всех детей.

Большинство родителей, желая привести подобного ребёнка на детский музыкальный концерт, предупреждают меня об этом в письме. Я заранее узнаю о характере малыша и перед концертом поближе знакомлюсь с ним, продумывая наиболее комфортное для него место в зале.

Принципиально всегда сажаю детей на первый и второй ряды, а родителей сзади. Только в случае независимости детей от родителей на концерте я могу воздействовать на детей, взаимодействовать с ними, обращаться к ним «глаза в глаза», иногда подойти и прикоснуться, если это необходимо. Видеть глаза ребёнка мне очень важно, ибо именно тогда максимально моё взаимодействие с ним. Последнее особо важно для необычных детей, у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), внимание у которых часто рассеянное, недолгое, Стараюсь удержать взгляд таких детей как можно более долгое время, - от этого зависит очень большая доля успеха нашего дальнейшего общения.

Если же ребёнок сидит на коленях у мамы или даже просто рядом, то тогда в половине случаев ребёнок отвлекается на маму, на её пояснения, и тогда наше общение с ним становится не столь эффективно. Всегда очень внимательно и радостно читаю письма родителей, которые, в большинстве случаев, пишут мне об изменениях в успехах подобных детей. Вот одно из них:

 

Наталия 14.04.2014

Спасибо большое за удовольствие от концертов, котор ое мы получаем вместе с сыном. Мы очень волновались, как ребенок с сенсорными нарушениями сможет выдерживать концерт, будет ли ему понятно. Благодаря профессионализм у Ольги, ее музыкальному чутью и умению правильно подать, мальчик смог погрузиться в необыкновенный мир классической музыки. Удивительно, но даже нелюбимая композиция из передачи "Спокойной ночи", от которой он затыкал уши, показалась ему приятной и красивой в живом исполнении музыкантов, которых приглашает Ольга. Ребенок с особенным ощущением и восприятием звуков понял и принял все концерты. Прекрасен выбор каждой программы. Чувствуется, с какой любовью Ольга обдумывает подход к каждой композиции, чтобы детям было интересно и понятно. Я бы назвала этот проект "инклюзивным" для детей с особенностями эмоционального развития. Тут есть место для всех. Замечаю, что приходят детки с СДВГ. Часто мамы боятся приводить их "в общество", но Ольга мудро и профессионально разместит ребенка, чтобы он мог вовремя выйти и выплеснуть энергию. Длительность концерта выбрана очень правильно - дети не успевают перегрузиться, есть возможность встать и присоединиться к общему выступлению с маленькими музыкальными инструментами, сбросить усталость и размяться перед последними композициями. К концу сезона концертов лектория сын стал пробовать петь в коллективе, появилась потребность. Это очень важно в сенсорной интеграции таких деток. С удовольствием будем продолжать ходить к вам. Даже не знаю, кто из нас с ребенком получает большее удовольствие! Спасибо еще раз за трогательное внимание к сыну, к его проблемам и поддержку.

 

В продолжение этой статьи хочу рассмотреть несколько аспектов, которые, как мне кажется, существенно влияют на детей с терапевтической точки зрения.

 

Текст защищен авторскими правами.
Любое цитирование материалов сайта возможно только
с разрешения автора проекта «Пикколо»

Контакты

Мы в социальных сетях:

logo instagram

 

Поделиться:

Андрей Долгов Если Вы хотите пригласить "Пикколо" на гастроли, а также прийти с классом начальной школы на площадку "Пикколо" и по всем остальным вопросам, свяжитесь с заместителем художественного руководителя-директора «Пикколо», Андреем Долговым
телефон: +7(952) 248-12-30   piccolo.andrej@gmail.com
Шилонцев Александр
Если вы хотите задать вопрос по абонементам или покупки билета на спектакли и концерты, свяжитесь с администратором "Пикколо", Александром Шилонцевым
телефон: +7(812) 915-79-61   piccolo.alexandr@gmail.com
Кристина Питиуришвили Если вы хотите пригласить "Пикколо" в свой детский сад или развивающий центр, свяжитесь с Кристиной Питиуришвили: +7 (950) 229-69-58 или piccolo.kristina@gmail.com
Если Вы хотите связаться с руководителем
Детского музыкального лектория «Пикколо»
Ольгой Пикколо, то пишите, пожалуйста,
сюда: piccolo.olga@gmail.com
© Все права защищены
2009-2019 ДМЛ «Пикколо»
  • Элла Фрадкина

    «Синяя птица» на Мариинской сцене (маленькая рецензия) На этот раз Ольга Пикколо поставила сложный и, возможно, рискованный эксперимент в серии смелых и успешных авторских проектов. Ее сверхзадача – особая форма воздействия на маленького ребенка, воспитание его души, его нравственных принципов, необходимых для будущей взрослой жизни, его художественного чувства, его музыкальных «высоких» установок. И все это, - минуя традиционный тип -концерта, сопровождаемого комментатором ( даже в самой занимательной форме ), минуя любого намека на нравоучение и «образовывание культурного слушателя», чем я и многие мои коллеги-музыковеды каждый по-своему занимаемся и что по- прежнему востребовано и надеюсь, не устарело. . Нынче в моде, широко разрекламированные и дающие хорошие кассовые сборы вроде бы музыкально- просветительские Grand-акции для детей с привлечение звезд кино и театра, читающих (часто «по бумажке») сказки, чередующиеся с отрывками из музыкальной классики, исполняемые столь же звездным составом дирижеров и оркестров.– С моей точки зрения это обманка, псевдо просветительский проект «шоу-бизнеса». Вижу это по скучающим лицам ребятишек, приведенных родителями за немалые деньги на такие «высокие» мероприятия. Детям же все равно, какую строчку в иерархии знаменитостей занимает тот или иной артист. …Вернемся к «Синей птице», представленной на сцене « Мариинки-3» в жуткие морозные дни 5 и 7 января этого года. Зал был к моему удивлению полон, что впрочем уже привычно для спектаклей Ольги-Пикколо. И как всегда в тишине внимал и восторженно аплодировал в конце. В чем же была заключена сложность и рискованность именно этого замысла? В первоисточнике, в Меттерлинке. Эстетская, мистическая, символистская сказка для взрослых, без резких сюжетных ходов и поворотов действия, импрессионистская по своей драматургии и вдруг …. для маленьких детей?! Автору удалось без упрощения и вульгаризации сделать достойную адаптацию первоисточника. И это большая победа...  >>>
  • Эви Лойт

    Каждый концерт «Пикколо» - это встреча с добротой и искренностью. Все в нем – Гармония. Вот малыши в нарядных костюмах, платьях и туфельках в нетерпении ожидая, когда распахнутся двери гостиной, пританцовывают, суетятся и шутливо сравнивают свои новые галстуки. А вот они уже на стульчиках, и их не узнать: внимательнее и щедрее слушателей в мире нет! Ведь здесь все – настоящее. Взрослые, настоящие (!) Артисты без всякой чопорности и зазнайства раскрывают тайны своих инструментов. И плотная лента виолончельного смычка превращается в «сноп» золотого конского волоса…Волшебство не прекращается ни на секунду. Вот «любознайки» «подсказывают» ведущей словно случайно забытые ею слова, и «маленький черный МЯУ» - «котенок» оживает под звуки Лунной сонаты. Чуть позже, вовлекаясь в эту игру, дети, следуя за музыкой и сказкой, подбирают образ, и от дунувшего ветерка окно уже не просто открылось, а «распахнулось». Да они и сами – часть этой сказки. Ведь без них не будут сверкать звездочки на ночном небе, или качаться ветви деревьев, или задорно цокать лошадки. И, оказывается, великому мастерству можно научиться – вот же он, еще один мостик, сближающий малыша и прежде казалось недосягаемых музыкантов симфонических оркестров,- ребята учащиеся музыкальных школ. Так, тактично и незаметно, музыкальный концерт развивает слух, чувство ритма, образное мышление, речь, а еще воспитывает особое, «шестое чувство», – чувство момента – уместности: одежды, позы, поклона, жеста, проявления эмоций, выносливости, аплодисментов… И Сказка, наполненная до краев Музыкой, живет с нами каждый день, до следующего концерта.
  • Марина Токарева

    Спасибо, в Марииинский купили, а "Петя и Волк" слушали ещё всё воскресенье ( 6 раз). Рома, очень переживал за уточку. Очень хорошо, что музыка может пробуждать в наших детях и нас самих, такие замечательные свойства души, как сопереживание, участие, доброта и любовь. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!
  • Наталия Козловская

    Мы в очередной раз выражаем восторг и благодарим всех организаторов и участников занятия "Детский альбом стеклянного мальчика". Поскольку сюда заходят будущие зрители, хочется высказать небольшое пожелание. Ольга и ее коллеги тратят огромные усилия для создания в зале особой атмосферы, в которой ребенку легче воспринимать тонкий музыкальный материал. Понятно, что не все дети готовы к соучастию, не все выдерживают час напряженной работы на восприятие. Но к детям и нет претензий. А вот взрослые, сами того не замечая, часто мешают окружающим слушать музыку. Недавно со мной рядом на концерте сидели чудесные, симпатичные (без иронии) мама с дочкой. Заботясь о ребенке, мама старательно комментировала каждый музыкальный кусочек, добавляя какие-то свои личные воспоминания. Не очень понятно, зачем создавать у ребенка ложные стереотипы: во-первых, девочка будет думать, что все происходящее на сцене имеет отношение только к ней лично, во-вторых, не научится правильно вести себя в театре, а в-третьих, не услышит доброй половины музыки. Не говоря уже о том, что окружающих может раздражать постоянное заботливое бормотание. А если все мамы начнут комментировать каждую музыкальную фразу? Я уже не говорю о щелкании вспышкой в полумраке каждые 15 секунд... Зачем? Пусть концерт остается в сердцах, а не в фотоаппаратах. Спасибо за понимание.