Sergej Prokofiev. Montagues and Capullets from Suite No.2 from Romeo and Juliet, Op. 64. Polina Fradkina & Yoel Gonzales
Классика вечна. Классический – значит образцовый, независимо от того, в какое время существует то или иное классическое произведение искусства.
Подготовка «Пикколо» к очередному выступлению в Мариинском-3 перед школьниками с концертом-спектаклем «Встреча с Маленьким принцем» и очередная встреча с Чижик-джаз квартетом натолкнула меня на некоторые размышления о современной обработке классической музыки.
Классика вечна. Классический – значит образцовый, независимо от того, в какое время существует то или иное классическое произведение искусства.
Любое произведение искусства – это переживание каких-то моментов, созвучных как индивидууму, так и определённому периоду времени. В настоящее время существует множество великолепных попыток сблизить классическую музыку и современную стилистику и тем самым обозначить её как находящуюся вне времени сущность. Смешение жанров, направлений и стилей, полистилистика, соединение несоединимого – вот что можно услышать в современных обработках классики.
Один из таких проектов, название которого вынесено в заголовок, — известный яркий петербургский проект In-Temporalis. Состав дуэта — Полина Фрадкина (классическое фортепиано) и Йоэль Гонсалес (набор ударных инструментов).
Ансамбль In-Temporalis — соединение мировой классики со всем многообразием древних и современных ритмов
Музыка дуэта основана на идее единства разных национальных культур. Бах, Бетховен, Чайковский, Мусоргский, Григ, Прокофьев, Равель, Россини переплетаются с интонациями, тембрами, ритмами, свойственными совсем другим культурам — Азии, Африки, Латинской Америки, с ритмами джаза, рока, фанка. Классика перестает быть «музейной», становится живым организмом.
«Мы даем возможность встретиться и мирно сосуществовать в одном звуковом пространстве абсолютным разным этносам. Мы попадаем в глобальный мир, в глобальное звуковое пространство, где парадоксально сопрягается все и вся, где размываются традиционная иерархия «верха» и «низа», «серьёзного» и «легкого», великого прошлого и сомнительного современного» (Полина и Йоэль).
Музыка может быть больше, чем другие виды искусства, воздействует напрямую на человеческие чувства. По сути, музыка не дидактична и не декларативна. Но она способна выразить некие общезначимые идеи лучше, чем слово. Каждый, слушающий дуэт In-Temporalis, начинает ощущать себя частью общей человеческой цивилизации.
Jazz at the Mariinsky Theatre. «Chizhik-Jazz-Quartet»(full concert)
Tchaikovsky jazz waltz from nutcracker (2007)
Ещё один смелый Петербургский проект, в котором классика подана уже в джазовой обработке, — Чижик-джаз квартет
Аристократизм классики Моцарта, Чайковского, Баха и нервность джазовых ритмов дают новое качество классики. Вдохновитель и руководитель Чижик-джаз квартета Алексей Чижик, композитор и непревзойдённый мастер игры на вибрафоне. Большинство джазовых обработок сделано им самим.
Леонид Чижик «Шопен и джаз» при участии саксофониста Флориана Трубсбаха (Германия)
Однофамилец руководителя «Чижик-джаз квартета», известный московский джазовый пианист Леонид Чижик, тоже тяготеет к джазовым экспериментам, обращаясь к классике
Проект Леонида Чижика и саксофониста Флориана Трюбсбаха под названием «Шопен и джаз» позволяет взглянуть на произведения Шопена под новым, джазовым углом.
Терем-Квартет — Интервью в студии телеканала «Москва 24»
Терем-Квартет — знаменитый музыкальный коллектив русских народных инструментов из Санкт-Петербурга
Исполняющий музыку в стиле классический кроссовер. Терем-квартет явился родоначальником этого стиля в России, хотя название «кроссовер» возникло позже. Кроссовер — игра между стилей.
Henry Purcell: Rondo in D minor. Anton Batagov, piano
Антон Батагов – московский композитор, пианист
Выступления А.Батагова радикально меняют привычные представления о слушательском опыте, о традициях восприятия и даже о самих основах музыкального искусства. Как исполнитель и художественный директор фестиваля «Альтернативы», Антон Батагов принципиально повлиял на расширение эстетических горизонтов музыкального сообщества, на смысл музыкальной практики в России, на качественное изменение взглядов публики.
Swingle Singers — Шутка из сюиты си-минор (Бах)
Flight of the Bumblebee performed by The Swingle Singers at Lee University on February 7, 2011
Классика и джаз…Ещё один из многочисленных примеров — знаменитый вокальный ансамбль «Swingle Singers»
Коллектив появился в начале 60-х годов в Париже под руководством Дебютным альбомом стал «Jazz Sebastian Bach», принесший ансамблю мировую славу и первую премию «Грэмми». За Бахом последовали произведения Вивальди, венских классиков, романтиков, народные песни и джазовые композиции. В 1963 году группа cовместно с компанией Philips записала первую пластинку «Джаз Себастьян Бах» и две последующие («Going Baroque» и «Swingling Mozart»)
Jacques Loussier — Toccata And Fugue in D Minor
Jacques Loussier Trio — Air On The G String (J.-S.Bach, arr. A.Wilhelmj) / Воздух
Жак Лусье
Французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель.
Друзья, слушайте эти композиции! И оказывайтесь немного in temporalis, — вне времени!
Ольга Пикколо