Бывают ли хорошие слёзы

04.09.2014 Откл Автор: Super User

Полгода назад рискнула провести концерт с симфоническим оркестром и осуществить давнишнюю свою мечту, — представить на суд детской публики «Детский альбом» Чайковского в замечательной оркестровке Бориса Савельева. Концерт вызвал интерес и прошёл с большим успехом.

 

После концерта получила письмо мамы одного из постоянных слушателей «Пикколо» с вопросом: зачем я рассказала об одной из пьес цикла «Похороны куклы»? Слушая пьесу, её сын заплакал. Я уверила её, что это совсем не плохо. Детям иногда ПОЛЕЗНО расстроиться и почувствовать грусть, скуку, сильную усталость, даже голод, злость…

Вместе с другими состояниями — радости, любви, счастья. Второе будет неполное, если малыш не ощутит первое. Задача взрослых объяснить им их состояние, сказать им: «Ты почувствовал грусть. Ты грустишь. Но кукла потом ожила».

Мне вспомнился этот эпизод в связи с сегодняшним завершением концертного сезона «Пикколо» песочно-музыкальной фантазией по мотивам сказки Экзюпери «Маленький принц». Премьера далась непросто: подборка музыки, работа над текстом и приближение его к восприятию детей от четырёх лет, репетиции с музыкантом и художником, поиски маленького артиста для роли маленького принца… Все волнения оправдались с лихвой: зал все 45 минут был погружён в напряжённую вниманием тишину.

Особенно радостными оказались слёзы на глазах у одной из взрослых слушательниц – как лучшая награда за проделанную непростую работу! Значит, было не просто интересно. Были затронуты иные, более тонкие струны души… И это самое важное.

После премьеры захотелось продлить пребывание в музыке. Только побыть уже в роли слушателя, зрителя. Проходя мимо театральных касс, увидала «Детский альбом» в театр Зазеркалье и через полчаса уже сидела в зале. Вокруг – родители с детьми от 4 до 10 лет.

Оркестровая редакция «Детского альбома» Л. Десятникова, проза Набокова, Л. Толстого, Гарина-Михайловского, великолепная режиссура Александра Петрова – всё вместе произвело очень сильное впечатление. Признаюсь, что всё перечисленное вместе со знакомой до боли музыкой дало именно то потрясение, которого уже давно не испытывала на спектаклях, концертах. Местами наворачивались слёзы. Заметила, что потрясение было не у меня одной. В зале долго не умолкали овации.

Выходя после подобных спектаклей, концертов, чувствуешь какую-то особую наполненность, звучание души, тональность, вибрации. И тогда думается, что часто слёзы (как и радость!) от общения с искусством крайне полезны, в том числе и у детей.

И это прекрасно, когда слёзы есть. Кажется, у Аристотеля было сказано о катарсисе – как развитии души через страдание. И для меня на концертах Детского музыкального лектория «Пикколо» по-прежнему одной из высших наград были и будут слёзы на глазах зрителей.