Концерт сказка. Слово, приходящее на помощь музыке

02.08.2014 Откл Автор: Super User

На таком концерте дети меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, гиперактивный малыш — успокаивается, концентрируется.

Ольга Пикколо

Продолжение. Начало статьи о музыкальной терапии читайте здесь

После концертов Детского музыкального лектория «Пикколо» многие удивляются, говоря мне: «Как вы владеете детской аудиторией!» Я думаю в ответ: владею не только я, — владеют детьми СКАЗКА И МУЗЫКА. Я рассказываю, дети включаются в рассказ, подхватывают известную сказку, продолжают начатые мной фразы. Такой концерт сказка напоминает весёлую игру в пинг-понг.

Сказкотерапия — это второе, что я постоянно использую на концертах в союзе с музыкотерапией.

Концерты «Пикколо» нельзя назвать концертами в привычном понимании этого слова. Это, скорее, не сказочные концерты, а ежесекундное взаимодействие между мной, артистами на сцене и маленькими слушателями. Дети, вынужденные отвечать мне, потому что просто не могут в тот момент не ответить, начинают со мной длящийся все 45 минут диалог. Диалог этот, как и музыка, становится опять же мостом социализации детей, связывающим его мир с внешним. Так неожиданно для многих родителей дети сами собой раскрепощаются, открываются, идут на непроизвольный контакт, вызванный концертом сказкой, вербальной игрой. Главное — создать для этого удобные, комфортные, увлекательные для него условия, помочь ребёнку сделать нужный выбор и ход самому, перефразируя известный постулат Монтессори «Помоги мне это сделать самому».

«Жил-был на свете в одном дворце прекрасный молодой с короной на голове…», — начинаю я.

«Принц!», — радуясь очевидному ответу и своей уверенности, выпаливают маленькие мои друзья.

«Но не было у него прекрасной молодой…» — продолжаю.

«Принцессы!!»

А дальше в музыку на минуту вплетается музыка и, прослушанная детьми на одном дыхании, снова сменяется сказкой. Стараюсь рассказывать так, словно в первый раз, и словно всё это происходило со мной. Если сказка передаётся образно, ярко, с паузами в нужных местах, с нужными интонациями, то ребёнок, слушая, забывает про всё на свете. Забывается, заслушавшись сказкой, музыкой, игрой артиста, и иногда даже прерывает концерт непроизвольными выкриками.

Бывает, пропускаю что-то в известном малышам сказочном повествовании. И вдруг – чей-то запальчивый, срывающийся от волнения голосок: «Нет, там не так!» Праведный гнев, внимательный к мельчайшим деталям. ( как сказочным, так и к неожиданной царапине на коленке).

Был такой случай. На одном из концертов рассказываю сказку «Белоснежка и семь гномов». Дохожу до того момента, когда гномы возвращаются домой, и один из гномов видит девочку в своей постели. Удивлённый, он зовёт к себе своих друзей: «Идите сюда, посмотрите!» Я произношу слова гнома, и вдруг мои маленькие слушатели разом встают со стульчиков и, и, как один, медленно, во власти сказки, подходят ко мне. Вот она, магия слова!

Слушая музыкальный концерт сказку, дети меняются. Зажатый ребёнок может расслабиться, раскрыться. Суетливый, гиперактивный малыш, с трудом сосредотачивающийся, — успокаивается, концентрируется, дав волю фантазии. Аутичные дети, слушая сказку и помогая мне её рассказывать, идут на контакт, который даётся им так непросто. Не устаю рассказывать сказки классические и много раз всеми читанные. На концерте чувствую в детях восторг узнавания сказки, уверенность от сознания того, что всё уже ясно наперёд, но всё равно хочется слушать снова и снова, упиваясь мельчайшими подробностями. Так, наверное, малыш изо дня в день трогает знакомое до боли лицо матери и каждый раз радуется этому вспоминанию.

Вспоминаются слова русского детского педагога, последователя идей М. Монтессори — Юлии Фаусек: «Ребёнку нужно утвердить в себе известное, чтобы понять вполне неизвестное. Если неизвестное не поддаётся пониманию, он возвращается к известному и в нём ищет подкрепления. И часто бывает, что неизвестное открывается ему мгновенным озарением, интуицией только потому, что известное утверждено в нём непоколебимо» .

Умелой связью музыки и слова развивается детское внимание. Ко мне на концерты приходила и продолжает приходить каждую неделю очаровательная четырёхлетняя Соня с папой, очень живая, непосредственная, всегда радостная малышка. Первые концерты она и пяти минут не могла усидеть на своём стуле, постоянно вскакивая с него, подбегая ко мне, что-то спрашивая, перебивая меня, хватая детские музыкальные инструменты, лежащие на столике, пританцовывая и щебеча. Умная и сообразительная, но гиперактивная, она мне очень мешала, и я несколько раз пыталась её объяснить, что во время концертов детям разрешаю вставать только я. Но вот третий, четвёртый концерты, и Соню уже не узнать. Она вся в процессе, вся во внимании, ловит каждое моё слово и отвечает вовремя на все вопросы. Зато, когда я приглашаю маленьких слушателей объединиться на сцене в оркестрик, она первая стрелой слетает со стула и хватает давно намеченную шумелку.

Читайте продолжение статьи на нашем сайте.