Музыкальная терапия

29.01.2025 Откл Автор: Александр Урманчеев

Что такое музыкальная терапия? 

Научно подтвержденная методика, где музыка и ее средства используются как инструмент для улучшения психологического, физического и эмоционального состояния. Занятия проводятся сертифицированными музыкальными терапевтами, методы основаны на научных исследованиях и обширной мировой практике. 

В процессе совместной игры на инструментах, пения, создания композиций мы получаем удовольствие от общения и творчества — одновременно достигая важных не-музыкальных целей, которые определяются индивидуально для каждого. 

 

Ддя кого:

·  Детям, без ограничения по возрасту. Возможно участие родителя или всей семьи.

·  Взрослым (индивидуально)

 

Цель занятий (возможные варианты запроса) 

·  эмоциональная регуляция, снижение импульсивности, тревожности.

·  сенсорная регуляция, адаптация, снижение чувствительности к громким звукам

·  умение выдерживать напряжение, легче переносить ошибки

·  способность быстрее успокаиваться и расслабляться

·  укрепление уверенности в себе, развитие смелости и креативности

·  снижение страха перед публичным выступлением

·  работа над вниманием, умение удерживать фокус и вовремя переключаться

·  развитие осознанности и эмпатии, умения слушать себя и других 

·  укрепление эмоциональной связи с родителями, улучшение взаимопонимания

 

Формат и длительность: 

·  Установочная сессия (без ребенка):

           Определение цели занятий, обсуждение запросов (20-25 минут).

·  Блок занятий:

           5 сессий по 45 минут. Возможно продление курса, или выбор 2 блоков  по 5 занятий. 

 

Как проходит: 

Вас ждут разнообразные музыкальные инструменты (фортепиано, укулеле, гусли, барабаны, глокеншпиль, различные виды перкуссии, цветные  колокольчики, Boomwhackers и многое другое – даже скрипка и флейта!). Сможем играть на всех, подготовка не нужна. 

На занятиях с детьми могут участвовать игрушки, подручные художественные средства, картинки и наклейки, природные материалы. Дети получают разнообразные сенсорные впечатления через движение, пение, игру на музыкальных инструментах, исследование звуков и пространства. Звучат мелодии с разнообразным настроением, мы вместе музицируем, слушаем себя и друг друга, исследуем свои чувства в процессе игры, учимся замечать больше в окружающем мире. 

Внутри сказочных сюжетов или историй на темы, близкие ребенку, в игровой форме происходит освоение новых навыков, преодоление трудностей. Мы вместе создаем уникальную творческую среду, в которой можно экспериментировать, творить, общаться и радоваться достижениям. После игры возможна рефлексия: как новые знания можно перенести на практику (например, «как быстро успокоиться, если что-то не получается»).  В итоге опыт, полученный на занятиях, постепенно переходит в реальные жизненные умения — помогая ребенку лучше справляться с разными ситуациями. 

Музыкальная терапия и музыкальные занятия могут дополнять друг друга, но они служат разным целям. Важно, что в музыкальной терапии учебные цели не являются определяющими (мы не учим пьесы или отрабатываем навыки игры на инструменте). Фокус внимания — на процессе и эмоциях, что снижает давление ожиданий итогового результата. Но при желании, мы можем подготовить композицию и вместе исполнить ее на концерте — если выступление становится нашей целью. 

 

Участие: 

Варианты: 

  1. участвует только ребенок (если он готов оставаться один на занятии,  и если это соответствует выбранной цели). Развивается самостоятельность, креативность, позитивный опыт, укрепление внутренней опоры, веры в свои возможности (“я могу больше”, “я понимаю себя лучше). 
  2. Участвует родитель и/или вся семья: захватывающий творческий опыт и общие воспоминания, со-регуляция (совместная подстройка в процессе игры), общий ритм и гармония, умение слышать себя и других – всё это способствует улучшению детско-родительских взаимоотношений.

 

Цели (для взрослых):

·  релаксация, снижение физического напряжения 

·  улучшение эмоционального состояния, работа с чувствами через музыку

·  интуитивное музицирование, знакомство с инструментами  (не требует подготовки)

·  создание “историй в звуках”, импровизации с элементами арт-терапии

·  работа с некорректными установками (“медведь на ухо наступил”, “нет голоса” и т.д.)

·  мягкое преодоление негативного музыкального опыта, полученного в детстве 

·  творческая самореализация — совместное исполнение любимых песен, создание собственных композиций