Надо ли заставлять ребенка

18.02.2021 Откл Автор: Super User

Надо ли заставлять ребёнка заниматься игрой на инструменте, если заниматься без учителя дома нелегко?

Как найти контакт, если ребёнок – протест и клубок противоречий?

Как поступать, если ребёнок на каждом шагу делает всё наоборот, а через мгновение обнимает и признаётся в любви?

 

Чем больше я сейчас занимаюсь педагогической деятельностью, тем больше меня преследуют эти вопросы. Кажется иногда, что взрослый и ребёнок словно сделаны из совершенно разных ипостасей. Мы всё знаем наперёд, всё замечаем, всё предугадываем. Живём по схеме. А ребёнок проживает в одном дне миллион событий, окунается с головой в каждую мелочь, и каждая из них – импульс к игре, фантазии, путешествию, вдохновению.

 

Надо ли причёсывать ребёнка под некие рамки? Или дать ему право быть таким, какой он есть?

Ребёнок неудобен. Он раздражает, выводит из комфортных рамок, мешает порядку. Родителям неловко за него перед посторонними. Они стыдятся за него. Они просят его не кричать, не махать руками, не валяться в снегу, не переводить продукты на кулинарные эксперименты, не… Этих «не» так много… Ребёнок – великий артист, — а взрослые говорят – «паясничает». Ребёнок проживает каждое мгновение и не знает спешки, — а взрослые говорят – «копается». Ребёнок кричит, подражая шуму ветра, птицам, а мы говорим – «Орёт». Ребёнок во всём виноват… Даже когда не выполняет унизительное или неосуществимое требование.

Обидно. Разве с нами, взрослыми, так разговаривают? А ведь ребёнок намного совершеннее взрослого. Детей обвиняют несправедливо: они не виноваты, — это обстоятельства, усталость, случай, но не вина. А в результате обвинений ребёнок начинает зарываться от нас, бояться нас, (как неприятно бояться!) терять с нами контакт, отгораживаться.

 

Один и моих шестилетних учеников после посещения взрослого концерта утром сказал маме, что ему «приснилась музыка»: взял лист картона, нарисовал пять линеек, скрипичный ключ и записал… Нарисовал «картошки»-ноты. А когда мы с ним встретились, он играл мне своё первое сочинение. Играл долго, погрузившись всецело в процесс, подбирая гармонии, и при этом (у нас ведь урок фортепиано! Понимал, что надо отдать почтение и ему!) старательно считал, как положено на уроке, – «раз-и-два-и»…  Это было прекрасно!

Со стороны может показаться – занимаются ерундой. А вот и нет. Концерт пробудил творчество. А ведь когда ещё, как не через игру, творчество, мы раскрываем своё сердце, наполняем его светом и радостью жизни? Не эти ли мгновения – самые важные? А чуть позже, услышав от меня на улице рассказ про Орфея-лиропевца, поднял со снега ветку и помчался домой, заявив, что сделает из ветвей и резинок лиру. Всё спонтанно, сиюминутно, ярко, как озарение!

Но лиру не сделал, потому что заснул после обеда от переизбытка всего… И эти мимолётные перемены, за которыми взрослым не поспеть, волшебны и неповторимы.

 

Надо ли заставлять? Заставлять заниматься. Заставлять спать. Заставлять есть. А что, если сложную ситуацию превратить в игру?

Стоит только сказать, что плюшевый Заяц на фортепиано расправил уши и сейчас будет на расстоянии силой мысли помогать непослушным пальчикам играть верно, как ученик не сделает ни единой ошибки.

Ребёнок не желает выпивать молоко? Скажите малышу, что чашка с молоком сейчас расстроится, что не выпита, и выкатится на улицу от горя, прямо под колёса машин, — как ребёнок выпьет молоко мгновенно. Сочиняйте, играйте, слегка хулиганьте, с лёгкой долей детской сумасшедшинки, и наслаждайтесь этим вместе с ребёнком.

А если вечером от избытка событий дня не уснуть? Он снова виноват? А ведь можно всё снова превратить в игру: а сейчас левая ручка скажет правой «Спокойной ночи». А теперь левая ручка погладит головку и скажет: «Спи спокойно, спи, спокойной ночи, голова. Спи, усни, любимая моя голова.» Так укладывал спать своих сирот Король детей, Януш Корчак.

 

 

И, отвечая на вопрос родителей, — «Как без принуждения научить ребёнка заниматься инструментом дома?»  говорю: через радость, любовь, уважение, совместную игру, творчество, исходя не из себя, а из ребёнка; не опускать его, а тянуться к нему, вставая на цыпочки; не убивать в нём тягу к творчеству, а поддерживать. Обращать внимания не на его промахи и слабости, а на достижения, старательность, доверчивость, творчество.

 

Просто – принимать ребёнка и давать ребёнку право быть таким, какой он есть.

 Ольга Пикколо