В декабре 2014 года и в январе 2015 состоялась премьера спектакля «Детский альбом стеклянного мальчика» в концертном зале Мариинского театра-3. Цикл П. И. Чайковского прозвучал в яркой транскрипции Анатолия Иванова для ансамбля ударных: вибрафона, маримбы, колокольчиков, ксилофона, церковного колокола, там-тама и множества других шумовых ударных инструментов.
В декабре 2014 года и в январе 2015 состоялась премьера спектакля «Детский альбом стеклянного мальчика» в концертном зале Мариинского театра-3. Цикл П. И. Чайковского прозвучал в яркой транскрипции Анатолия Иванова для ансамбля ударных: вибрафона, маримбы, колокольчиков, ксилофона, церковного колокола, там-тама и множества других шумовых ударных инструментов. Продолжением рассказа о детстве Чайковского стала песочная анимация, возникающая, словно чудо, на глазах у зрителей.
Загадочное название концерта и моё посвящение спектакля Андрею Максимову и Косте Кротову вызвало много вопросов. Приоткрою тайны.
Почему «Стеклянный мальчик»? «Стеклянным мальчиком» маленького Петю Чайковского называла его гувернантка и лучший друг, француженка Фанни Дюрбах за хрупкость его души, ранимость, «хрустальность».
Всё это, в том числе и нежное доброе домашнее воспитание, и славные традиции 19 века, я нашла в Косте Кротове, моём маленьком восьмилетнем друге и ученике. Чайковский встретился с Фанни через 45 лет, когда она прослышала о его славе и написала композитору письмо с приглашением в городок Монбелиар, во Францию. Кто знает, может быть и мне доведётся встретиться с Костей через много-много лет…
А откуда второе посвящение, Андрею Максимову и Петербургский образ Шарманщика, великолепно исполненный артистом театра «Мимигранты» Владимиром Смирновым?
И у этой тайны есть разгадка. Держу в руках старую фотографию, запечатлевшую событие, и вспоминаю…
Однажды я с моим сыном Андреем (ему было тогда тоже восемь лет, как и Косте, которому посвящён спектакль) на одной из улиц Петербурга увидела шарманщика с попугаем. Шарманщиком был современный молодой человек в кепке и матроске, однако шарманка в его руках делала его образ необычным и притягательным. Образ, типичный для Петербурга 19 века и редкий в наши дни. Мой сын протянул шарманщику монетку и взамен получил волшебную записочку с чудесными пожеланиями. Долго хранил записочку под подушкой, перечитывал, думая о таинственном послании в будущее…
Работая над сценарием «Стеклянного мальчика», я вспомнила этот значимый для моего сына эпизод из его детства. Так появился шарманщик, ставший центральной фигурой всего спектакля.
Всё начинается с детства… Когда «мы ничего не просим, не знаем в эти дни, но многое душою уж можем угадать». В. Набоков
Ольга Пикколо