Зачем заниматься музыкой?

10.08.2023 Откл Автор: Super User

Преподаватель Детской музыкальной школы «Пикколо» по классу музыкального развития и сольфеджио, Анастасия Мажара, делится замечательными мыслями о том, зачем стоит учить ребёнка музыке и с какого возраста.

Наступил август, и скоро перед многими родителями встанет вопрос, какие дополнительные занятия выбрать для детей.

Польза музыкальных занятий, кажется, для всех очевидна. Однако, так ли хорошо мы понимаем, что на самом деле даёт нам музыка? И стоит ли вообще тратить силы и время на то, чтобы осваивать инструмент, нотную грамоту и прочие премудрости? Ведь, в конце концов, музыку можно просто слушать. Тоже, говорят, полезно.

Попробуем разобраться. Не станем повторять общеизвестные вещи про развитие музыкального слуха, чувства ритма, усидчивости и т.д. (все это правда, мы этого не отрицаем). Лучше посмотрим несколько глубже на те процессы, которые происходят с нами в процессе музыкальных занятий. (Внимание!  Впереди много умных слов))

Оказывается (и это тоже не новость), музыкальная деятельность напрямую связана с таким свойством мозга как нейропластичность. Это уникальное свойство позволяет мозгу все время меняться и развиваться, приспосабливаясь к тем или иным задачам. И нейропсихологи задались целью выяснить, какая же деятельность более всего способствует развитию тех или иных мозговых структур.

В процессе многочисленных исследований выяснилось, что такой деятельностью являются занятия музыкой. Именно активные занятия с освоением инструмента и нотной грамоты. Используя современные методы исследования, такие как МРТ, выяснили, к примеру, что у тех, кто занимался музыкой, более развито мозолистое тело мозга — та его часть, которая обеспечивает связь полушарий, эффективную и скоординированную их работу.

Также научно доказано, что более развитой и оптимально работающей у музыкантов является моторная кора мозга (отвечает за движение, их планирование и контроль), у них лучше развиты верхние теменные области, специализирующиеся на обработке визуальной и пространственной информации и объединении сигналов от различных органов чувств. Ну и, конечно, слуховая кора мозга у людей, занимающихся музыкой, развита значительно лучше, что позволяет более качественно различать и анализировать не только музыкальные, но и любые другие звуки. С этим связаны более выраженные способности к пониманию речи, изучению языков, более широкий словарный запас, отмечаемые у музыкантов.

Наиболее сложной с точки зрения включения в работу разных отделов мозга деятельностью является, по мнению специалистов, является игра по нотам. А если это ещё происходит в ансамбле и во время концерта!  Активность мозга в этот момент просто огромна, ведь процесс включено и тело, и эмоции, и сознательный анализ слышимого, и «считывание» партнёров, и самоконтроль. И все это в неизменном ритме и с огромной скоростью обработки информации! 

Конечно, практика в любом виде деятельности развивает мозг. Но если мы много играем в шахматы, мы назовем преимущественно те навыки, которые помогут нам хорошо играть в шахматы и не более того. А занятия музыкой, по мнению специалистов, вызывают изменения мозговых структур, открывающих универсальные возможности. Практически доказана связь регулярных занятий музыкой с увеличением объема оперативной памяти, улучшением функций самоконтроля и повышением академической успеваемости. Владение навыками сочинения и импровизации музыки повышает творческие способности и обеспечивает гибкость мышления.

Ну, как? Вы ещё сомневаетесь в том, что пора бежать записывать ребенка «на музыку»?
Тогда вот вам ещё пара аргументов. Оказывается, имеет значение возраст, когда начались регулярные занятия. Да, чем раньше, тем лучше.


Занятия, начатые до 7 лет, даже если они не станут профессией, обеспечат эффект, который сохраняется до конца жизни. Ничего удивительного здесь нет, ведь именно в дошкольном возрасте мозг развивается наиболее активно.
Что делать тем, кто уже не попадает в счастливую категорию дошкольного возраста? К счастью, природа к нам благосклонна. Учиться никогда не поздно. Нейропластичность мозга в той или иной степени сохраняется до преклонных лет. Эксперименты доказывают, что даже те, кто начинали заниматься музыкой на пенсии, получали позитивные изменения и оздоровительный эффект.

Поэтому хватит оправдывать свое бездействие нехваткой времени (оно всегда найдется, если будет желание), сваливать свои проблемы на бедных медведей (даже если какой-то из них случайно и прошёлся по вашим ушам, так ведь слух то музыкальный — в мозге, поэтому медведь не виноват) и искать другие причины ничего не менять в своей жизни. Начинайте (продолжайте) петь, играть, знакомиться с законами музыкального языка любыми доступными способами.

А мы приглашаем присоединиться к нашему проекту MuzeClass. Потому что учиться музыке — классно. Неважно, сколько вам лет. Неважно, занимаетесь вы или только мечтаете об этом. Мы постараемся, чтобы вам было интересно и полезно. Вступайте в группу ВКонтакте https://m.vk.com/club221958404