Фортепиано — от 4,5 лет

03.01.2017 Откл Автор: Super User

Александр Саидович — автор методического пособия «Обучение основам импровизации» и сборника «Пьесы в старинном стиле», адресованного преподавателям и учащимся музыкальных школ.

Александр отвечает на частые вопросы родителей и делится некоторыми секретами преподавания ребёнку фортепиано:

Вопрос:
В чём отличие фортепиано от других инструментов для ребёнка?
Ответ:
Фортепиано – инструмент, который в отличие, например, от скрипки, не имеет уменьшенных модификаций, адаптированных под возможности маленького ребенка. В связи с этим крайне важно с самого начала следить за тем, чтобы все игровые навыки отрабатывались последовательно и правильно.

Вопрос:
Можно ли начинать заниматься на фортепиано, если дома нет инструмента?
Ответ:
Можно и нужно. Более того, наличие домашнего инструмента на начальном этапе далеко не всегда гарантирует более успешное обучение. При отсутствии должного контроля за состоянием домашнего фортепиано, посадкой ученика за инструментом и правильностью выполнения заданий, могут сформироваться не только неправильные навыки, но и негативное отношение к занятиям музыкой, что в будущем существенно осложнит процесс обучения.
Поэтому хорошо сочетать классные занятия за инструментом под руководством педагога и выполнение домашних заданий общего плана с участием родителей.

Вопрос:
Какими могут быть домашние упражнения детей на фортепиано?
Ответ:
Домашние занятия занимают совсем немного времени (на самом раннем этапе – по 5-10 минут в 2-3 подхода ежедневно) и включают в себя примерно следующие виды:
— специальные координационные упражнения: одной из главных сложностей в обучении и игре на фортепиано (как и на многих других инструментах) является одновременная игра двумя руками, требующая хорошей согласованности движений; кроме независимой работы обеих рук, при игре на инструменте требуется выполнять много других задач – слуховых, зрительных, эмоциональных (простой эксперимент: попробуйте прислушиваться к тиканью часов, одновременно читая какой-нибудь текст, и вы почувствуете, что зрительное восприятие ослабевает);
— проговаривание коротких стихотворений с чередованием коротких и длинных слогов с одновременным их прохлопываньем в разных вариантах для формирования у ребенка понимания взаимосвязи слова и ритма — это важно для успешного освоения музыкального ритма; запись стишков в тетрадь в виде коротких и длинных палочек с подтекстовкой;
— проговаривание считалок, сопровождаемое одновременными несложными манипуляциями с предметами (мячиком, карандашом) – это важно для развития координации и усвоения соотношения музыкальных длительностей;
— применение пальчиковых игр для развития мышечных и тактильных ощущений.

Все эти упражнения сначала отрабатываются педагогом с учеником на уроке и затем выполняются дома при помощи родителей и не только помогают в дальнейшем обучении на инструменте (причем не только на фортепиано), но и существенно ускоряют общее физическое и умственное развитие ребенка.

Место проведения занятий

Александр Урманчеев

Павел Кораго

г.Санкт-Петербург
Лермонтовский пр., д.1, дом быта 2 этаж, пространство 221, «Классическая точка» (метро «Сенная площадь»)