Гобой

06.10.2014 Откл Автор: Super User

Гобой – следующий по высоте звучания деревянный духовой инструмент после флейты — пикколо и флейты. По форме своей он очень напоминает берестяной пастушеский рожок пастушка. Правда, гобой значительно больше и, кроме того, он украшен красивыми блестящими кнопочками-клапанами.

Вы когда-нибудь пробовали подуть в спелый стручок акации, немного отщипнув его конец? Когда гобоист играет на своём инструменте, он дует в похожую пищалку. В верхнюю часть гобоя вставляются две сложенные вместе тоненькие пластинки: музыкант зажимает их губами и через них вдувает в инструмент воздух. Носит эта пищалка название «трость». Она – душа гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, без неё они не зазвучат.

Гобой был любимцем древних греков и древних римлян. Греки звали его Авлос. Иногда на древних изображениях мы видим музыканта, играющего на инструменте с двумя трубками. Это и есть Авлос.

Гобой был любим итальянским композитором эпохи барокко Томазо Джованни Альбинони. Незабываемо прекрасное Адажио из его концерта для гобоя с оркестром ре-минор.

Голос гобоя также напоминает голос бесхитростного рожка (они похожи и по форме!). Потому гобой часто используется композиторами в картинах, связанных с образами природы. П. И. Чайковский использовал звучание гобоя в сцене утра в опере «Евгений Онегин», где инструмент подражает песенке пастушеского рожка за окном.

Гобой обладает нежным голосом, но не всегда. Некоторые его ноты звучать довольно гнусаво. Именно ими и воспользовался С. С. Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк». В ней гобой изображает самодовольное кряканье утки.

Английский рожок – разновидность гобоя. Это один из самых поэтичных инструментов симфонического оркестра из семейства деревянных духовых. Он похож на гобой, только звук его ниже, мягче, глуше, гуще, более терпкий, и по размеру он больше. Этот инструмент особенно любит играть музыку, связанную с образами Востока.

В симфоническом оркестре обычно используют один английский рожок.