Клавикорд и клавесин

22.10.2014 Откл Автор: Super User

Очень давно, в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески один, chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками — медиаторами, а иногда — ударяя по струне палочками, молоточками.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура. Теперь исполнитель нажимал на клавиши, а они приводили в движение металлические штырьки, похожие на гвоздики. Штырьки касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis — ключ и греческого chorde — струна).

Его ставили на стол и играли стоя.

Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Но был у клавикорда и недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться.

Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, драгоценными породами дерева.

В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Позже расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.

Одновременно с клавикордом возник клавесин. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки — изящные, точеные.

Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или мягко, — ничего не менялось.

Пьесы для клавесина писали композиторы XVII — XVIII веков — клавесинисты: Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Цыганка», «Бабочки», «Курица». Эти изящные небольшие пьесы были в духе того «галантного» времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.