Лучшие преподаватели малыша – его родители

07.11.2012 Откл Автор: Super User

«Лучшие преподаватели малыша – его родители»

Сесиль Лупан, «Поверь в своё дитя».

«Ребёнку я дал бы крылья, но научил бы его летать самого» 

Г.Маркес

Вот уже 15 лет даю концерты в различных детских садах и центрах. И каждый раз спрашиваю себя: почему один и тот же концерт в разных точках слушается совершенно по-разному? Вот вариант первый. Детей обычного детского сада приводят в зал на очередной концерт лектория «Пикколо». Подглядываю из-за двери. Явно, дети не совсем понимают, зачем они здесь оказались. Кто-то говорит слово «Театр»… Стоя за кулисами, ожидаю привычных дружных аплодисментов, — так у нас с моими маленькими зрителями принято вызывать артистов на сцену, а заодно тем самым подчёркивать свою внутреннюю готовность к концерту.

Но детские ладошки бездействуют и в вялой тишине не знают, чем им заняться, — потому что сигнал к аплодисментам не поступил от взрослых. Ау, взрослые! … Пружинки к началу не было. Начальной яркой искры от детей ко мне, по вине воспитателей, не передалось. Выхожу в полусонном шуме без вызова. Половина поднятых глаз сразу оживляется, узнав меня. Половина глаз пока вообще не со мной. Затем на сцене появляется арфа. Теперь уже все глаза наблюдают за происходящим, и даже воспитатели на некоторое время оживляются.

Вроде, всё налаживается, всё на своих местах. Завораживающие звуки кельтской арфы, полная тишина в зале, дети во внимании. И вдруг сзади шум. Воспитатели начинают увлечённо обсуждать что-то своё. От них шум неизбежно и мгновенно перекидывается к маленьким зрителям.

А дальше – по уже знакомому неуправляемому сценарию. Звенит у кого-то мобильник. В ответ на это у малыша падает из рук игрушка (а зачем она у него на концерте?), начинаются её поиски, воспитатели по-прежнему заняты собой. Кто-то из малышей хочет в туалет и бежит за помощью к воспитателю. Кто-то начинает плакать. Спешу закончить концерт. Зрители вяло расходятся, так почти и не поняв, зачем они приходили в зал. Взрослые не захотели подготовить детей к встрече с прекрасным.

Ура! Пикколо пришло!

Но больше других воспоминаний. Вхожу в сад и уже в коридоре слышу детское: «Ура! «Пикколо» пришло!» Быстрые сборы ребятишек в зале. Ожидание на лицах зрителей, — чувствую, что и малыши, и взрослые объединены одним радостным нетерпением. Наконец выстреливает первая яркая пружинка, — аплодисменты зовут на сцену. Выхожу в этой волне и чувствую накал, собранность, готовность, знание того, что сейчас произойдёт встреча с чем-то снова чудесным. Дети выносят на сцену картинки по предыдущему концерту. Молодцы взрослые! Заставили детей закрепить на бумаге, а значит и в памяти встречу с музыкальным инструментом.

И такая собранность, готовность всё запоминать, слушать, смотреть, делать – до конца концерта. Всё на одном дыхании. Воспитатели участвуют во всём, в чём только можно: в загадках, двигательной импровизации, помогают детям запоминать танцевальные движения.

После концерта дети подходят со словами благодарности (так радостно!) и вопросом, когда «Пикколо» приедет снова. Кто-то из самых шустрых ребят вручает мне, уже успев нарисовать после концерта, рисунок с изображением арфы. В коридоре слышу, как воспитательница заходит с детьми в группу, повторяя названия ирландских инструментов: арфа, вистл, пандеретта. Покидаю садик, полная удовлетворения и счастья. Здесь всё сполна, через край, всё по-настоящему, радостно, быстро, честно, дружно, на высокой ноте.

В какой-то степени детсадовские дети находятся в более выигрышном положении по сравнению с маленькими зрителями, посещающими концерты вместе с родителями. Дети из сада на концертах предоставлены только воспитателям и своей собственной самостоятельности. Поэтому, я заметила, они на концертах более сосредоточены на своих ощущениях, ведут себя более ответственно, дисциплинированно, и, в то же время, более раскованно, смело, инициативно. В отличие от них, те маленькие слушатели, которые посещают мои концерты с родителями, гораздо чаще отвлекаются и просят помощи у своего родителя, находящегося рядом. Хотя, конечно, встречаются и исключения, и они очень радуют и воодушевляют.

Половина мам активно помогает ребёнку участвовать в концерте, половина – к сожалению, сама не сознавая того, мешает. Вот на первом ряду сидят брат с сестрой. У мальчика в руках зачем-то несколько игрушек. Они его явно отвлекают. Младшая сестра в середине концерта просит у мамы пить. Вроде, мелочь. Пустяк. Но начинаются поиски бутылки, следом за сестрой просит воду брат. Чары колдовской музыки «Болеро» Равеля в исполнении тишайшей засурдиненной трубы разрушены разговором в голос мамы и детей. Отвлекаюсь я, начинают шуметь мои маленькие слушатели.

Малыш очень чутко реагирует на наше настроение. Помню одну маму, уговаривающую в фойе перед концертом девочку лет четырёх войти в зал. Сама она была очень напряжена, скованна, не уверена в правильности своих действий, замучена криками дочери. В результате, ребёнок, сопротивляясь, посидел на концерте минут 10 и возобновил свой протест, из-за чего маме пришлось вывести её из зала.

Дорогие родители! Участвуйте в концерте вместе с детьми!

Помогайте им! Фотографируйте душой, а не ходите весь концерт по залу с фотоаппаратом. Повторяйте все движения вместе с ребёнком, повторяйте вместе с ним новые незнакомые музыкальные слова, слушайте вместе с ним. И эти усилия воздадутся вам сполна. Вашими усилиями уже через 3-4 концерта Вы увидите, как преобразится Ваш ребёнок. Но он очень нуждается в Вашей поддержке. Ведь каждый концерт – это маленькое испытание. Испытание на выносливость, внимание, терпение, смелость, волю, находчивость. Каждый концерт – это маленькая ступенька Вас и Вашего малыша вперёд! Внутрь себя. В мир музыки, искусства, филармонических залов. Нет преодоления, — нет ступеньки. Нет заинтересованного участия в концерте родителей – отсутствует интерес и у ребёнка.

Одна из мам рассказала мне, что после каждой музыкальной встречи в Театральном музее она проделывает такую несложную работу. Пишет крупными буквами на больших листах бумаги новые музыкальные слова, которые встречались на концерте, и развешивает их по квартире. Малыш, обращая своё ежедневное внимание на эти слова, одновременно выполняет несколько полезных дел. Учится читать и запоминает новые слова. Но самое важное для меня, — всё это время он внутренне уже НАСТРАИВАЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ КОНЦЕРТ, готовится к нему, думает о нём, ждёт его.

Если ребёнок не настроен соответствующим образом, он может пропустить что-то знаменательное, не заметив этого. Недостаточно, чтобы малыш знал о нём, часто бывает необходимо заразить его своим энтузиазмом. Но ни в коем случае нельзя принуждать к чему-то, что не желает малыш. Всё должно происходить с радостью! Лишь то, что приносит малышу удовольствие, — закрепляется, запоминается им лучше всего.

Есть такая известная истина: дети – зеркало взрослых. Ребёнок повторяет все промахи родителей. Все его сомнения, неуверенность, незаинтересованность, невнимание, вредные привычки, страхи – не случайны. Причина их – родители. Так же как детская радость, его спокойствие, целеустремлённость, воля, пытливость – в руках нас, — взрослых! Ваш энтузиазм поможет ребёнку преодолеть себя. Направить, эмоционально зарядить и поддержать, передать малышу свою радость, а ещё подготовить к терпению, помочь наблюдательности, концентрации на концерте.

Сколько существует разных детей, — столько разных проблем и неудобств может возникнуть у них во время концерта. Развязался шнурок, хочется пить, жарко или холодно, или вдруг до слёз удивил неожиданно яркий голос трубы, или не отгадал загадку, не получил приз, не удалось поиграть на музыкальном инструменте… Но был дан ясный сигнал от мамы до концерта, и тут уже надо сидеть до конца, во что бы то ни было. Зато ничего не упустил, всё схватил, запомнил, всё успел пропустить через себя, захваченный общим горячим вниманием детей. И так увлёкся музыкой и чередой сказок, что в конце концерта и забыл про секундную слабость и мимолётное желание. А было ли оно вообще? И очередной концерт проходит «на ура», — никто не подвёл, не закричал, не заплакал, не встал с места во время происходящего на сцене.

Уже два раза подряд вижу среди моих слушателей, собирающихся на концертах в Театральном музее, двух братьев. Приходят они без мамы. Старший, Владик, в шестом классе. С гордой ответственностью взрослого приводит он на концерты четырёхлетнего младшего братишку. Малыш сидит вместе с другими детьми в первом ряду, Владик – с родителями сзади. Молодцы! Мама организовала регулярный поход детей на концерты, и ребята, как я заметила, нисколько от этого не страдают. Младший не отстаёт от других и слушает с неослабевающим вниманием все 40 минут, участвуя во всех заданиях. Старшему не менее интересно. На мой вопрос в фойе перед концертом, что ему понравилось на прошлом концерте, посвящённом домре и балалайке, он радостно ответил мне: «Всё!»

Кстати, известно, что дети учат других детей даже лучше, чем взрослые. Порядок органичен для ребёнка, помогает ему. Другое дело, что он сам не всегда умеет его организовать. Взрослый окажет большую услугу малышу, если объяснит, что, например, на концерте в Театральном музее недопустимо разговаривать вслух, вставать без приглашения с места, пить и есть, что надо постараться сидеть на отдельном, таком красивом, со спинкой-лирой, бархатном стуле, а не у мамы на коленях. Правила должны быть чёткими. А если ещё при этом малыш и родитель будут настроены на одну волну увлечённости, радости открытия, то каждый концерт превратится в незабываемый праздник!

На память приходят замечательные слова арабского писателя и философа ХХ века Халиля Джебрана о детях:

«Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми. Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко. Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам в радость!»

Ольга Пикколо