


Венский Дом музыки.
Haus der music.
Из шести этажей выбираю самый интересующий меня — третий, и в панорамном лифте взмываю наверх.
Самая первая из комнат — «Виртуальный дирижёр» — помогает испытать приключение: стать дирижёром оркестра Венской филармонии.
За пульт встаёт девочка лет пяти и отважно берёт в руки палочку. Справа от неё – электронная партитура шлягеров великих австрийцев – от Моцарта до Оффенбаха. Сенсорным нажатием на экран выбирает Маленькую ночную серенаду. Смотрит на виртуальный оркестр на большом экране перед собой.
Гобой, как ему и положено, даёт ноту «ля», оркестранты дружно настраиваются. Обычная предконцертная какофония, ласкающая слух любого любителя музыки. Всё — по обычному сценарию.
Малышка взмахивает палочкой со встроенным в неё каким-то электронным волшебством. Музыканты на экране с полной готовностью подчиняются юному дирижёру! Взмах смычками – и раздаётся победное Моцартовское «До соль-до соль-до-соль-до-ми-соль».
Восторгу ребёнка нет пределов.
Но не так всё просто. Малейшая ритмическая заминка – и венский оркестр останавливается (так случилось у меня, стоило ли заканчивать консерваторию)) Три промаха дирижёра – и оркестранты встают со своих мест, махают смычками и выражают своё возмущение.
Замечательная полезная игра, любопытная и детям, и взрослым! В пять лет ребёнок за считанные минуты получил массу информации: увидел оркестр во всём его великолепии, оказался в роли дирижёра, освоил некоторые ритмические навыки и услыхал, видимо уже не впервые, бессмертный Моцартовский шедевр.
Теперь и мне хочется попробовать стать дирижёром. Пробую. Звучит Штраус! Вальсируя, перехожу в следующий зал.
Дальше начинается самое интересное. Зал Гайдна. Малыш вместе с бабушкой воодушевлённо нажимает предметом, напоминающим шариковую ручку, на квадратик на стене.
Выясняю, что «ручка» – это аудиогид. Снимаю ручку – аудиогид со специальной доски и нахожу русскую версию текста. Следуя за малышом, подхожу к квадратику с цифрой «1», нажимаю на него и подношу к уху. «Йозеф Гайдн – один из трёх венских классиков» — раздаётся русская речь.
Как увлекательно и просто придумано! Теперь уже не волшебная дирижёрская палочка, а чудо-ручка становится моим проводником по сказочному Дому Музыки!
Комнаты третьего этажа выстроены по хронологии и представляют австрийцев от венских классиков до Малера и композиторов второй венской школы. Передвижение из одной композиторской зоны в другую представляет собой лабиринт из тёмных узких коридоров и ярко освещённых музыкой и светом комнат австрийских классиков. Под ногами сказочный узорчатый ковёр со стрелками, показывающими правильное направление движения.
Вижу знакомого малыша с бабушкой уже в комнате Бетховена. Прижав к уху аудиогид, мальчик весь во внимании: подходит к стене и снимает висящие на ней слуховые трубки композитора.
В каждой из комнат звучит музыка того композитора, которому она посвящена.
Блуждание по музыкальным комнатам завораживает и увлекает. Через три часа дохожу до комнаты Шёнберга. Переполненная музыкой и всем увиденным, чувствую, что пять остальных этажей Дома Музыки приберегу на следующий раз.
Покидаю Дом музыки и вновь прохожу мимо Венской оперы. Миную памятник Моцарту с великолепным цветником в форме скрипичного ключа.
А в голове вьётся всё то же:
До соль-до соль-до-соль-до-ми-соль)
Ольга Пикколо