- Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
- Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
- Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
- Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
- Детей нет, есть люди.
- Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
- Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
- …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
- Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
- Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
- Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
- Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
- Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
- Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
- Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
- Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
- Ребенок словно весна. То солнце выглянет и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как-то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их еле плетутся.
- Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
- Детство — это не рай, это драма.
- Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
- Заставлять детей спать, когда им не хочется,- преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.
«Пикколо» рекомендует замечательную статью о Януше Корчаке.