Как же родился самый первый на свете струнный инструмент? Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. А если попробовать на один лук натянуть не одну, а три тетивы? Так появился первый струнный инструмент, а вместе с ними — его ближайшие родственники – лира и арфа.
Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок струны вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок — палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне, и родилась группа инструментов — струнных смычковых.
Предшественники современных струнных смычковых – старинные виолы. На них играли при свечах музыканты в бархатных камзолах и париках. В 16 веке на смену виоле появилась более звучная скрипка, над созданием которой работали мастера из итальянского города Кремона: Николо Амати, Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари.
Каковы основные части струнно-смычковых? Форма их корпуса напоминает очертания человеческого тела. К корпусу крепится шея-гриф. На головке грифа – ушки-колки, на которых натянуты четыре струны. Во время игры музыкант водит по струнам смычком, представляющим собой деревянную трость с натянутым конскими волосом. Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу — таким образом он добивается различной высоты звука.
На струнно-смычковых можно играть также щипком, этот приём называется пиццикато, защипывая струны пальцами.
Группа струнных смычковых инструментов составляют основу симфонического оркестра и располагается на сцене прямо перед дирижёром и зрителями.