Деревянные духовые инструменты в оркестре располагаются за струнными смычковыми. Деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя:
Саксофон тоже примыкает к группе деревянных духовых инструментов, хотя в симфоническом оркестре используется гораздо реже.
Посмотри на изображение этих инструментов. Ты легко догадаешься, какой из них звучит выше, а какой – ниже. У изящной флейты голос самый высокий. У большого фагота – самый низкий.
Деревянные духовые инструменты произошли от маленькой тростинки, много-много лет тому назад. Такие тростинки-камышинки во множестве растут по берегам рек и озёр. А случилось это примерно вот так.
Однажды мальчик-рыбак заметил тростинку и сорвал её. Сначала, повертев её в руках, он достал из кармана ножичек. Присев на камень, он стал осторожно вырезать в тростинке отверстия. Потом поднёс к губам и…подул. И вдруг, под его губами и пальцами, простая тростинка ожила, зазвучала. И превратилась в первую на земле свирель.
Скоро бедный мальчик-рыбак продал свирель мастеру музыкальных инструментов. Мастер изменил форму нашей Свирели. Отверстие, в которое вдувают воздух, он вырезал в форме свистка. Свистковую Флейту он назвал продольной или блок-флейтой. В большой семейке продольных флейт встречались разные по размерам флейты, например, крохотная блок-флейта — сопранино. Такая флейта часто использовалась для обучения птиц пению.
Прошло время, и продольная блок-флейта превратилась в Флейту, которую музыканты стали держать совсем иначе, как бы поперёк тела, поперечную флейту. В 19 веке флейтист Теобальд Бём усовершенствовал флейту, снабдив её клапанами. Скоро появились и другие братья и сёстры простой тростинки, и все они составили дружную семейку деревянных духовых инструментов оркестра: флейта, гобой, кларнет и фагот.
Если тебе интересен принцип игры на любом духовом инструменте, произведи такой простой опыт. Возьми стеклянную бутылку с водой. Ударь по ней палочкой или ложкой. Запомни звук. А теперь отхлебните глоток и еще раз ударь. Слышишь разницу? Когда ты допьёшь бутылку до конца, звук будет самым низким. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие отверстия, закрываем второе, третье, четвертое. Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха и меняете высоту звука. Звук становится ниже. Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него тоньше, выше. Чем больше инструмент, тем его голос толще, ниже.